Сибирская галерея |
|||
Юрий Фаворин: "Я берусь только за то, что мне лично интересно"27 февраля 2011 года, в воскресенье в Камерном зале Московского международного дома музыки состоится концерт молодого пианиста Юрия Фаворина. Недавний выпускник, а ныне — аспирант Московской консерватории, лауреат конкурса Королевы Елизаветы (Брюссель) Юрий Фаворин, — несомненно признанная восходящая фортепианная звезда, вызывающая огромный интерес у меломанов и профессионалов. "Роскошный "имперский стиль": масштабность, безупречное ощущение формы, значительность музыкального высказывания, благородная сдержанность, универсальный полистилизм, позволяющий великолепно исполнять музыку в диапазоне от И.С. Баха до Д. Лигети". "Уже сегодня он — зрелый мастер мирового класса с необычайно гибким мышлением, блестящий виртуоз, мыслитель и артист". Эти определения не сразу удаётся связать со скромным, погруженным в себя симпатичным 24-летним юношей, который удивительно похож на молодого Д. Шостаковича, — если не послушать хотя бы раз его концерт! В 2011 году Юрий Фаворин подал заявку на участие в отборочном туре XIV конкурса им. П.И. Чайковского. В преддверии подведения итогов отборочного тура конкурса (1 марта) и сольного концерта в ММДМ (27 февраля) Юрий дал интервью корреспонденту ИА "Ореанда-Новости" Яне Тифбенкель. Я.Т.: Юрий, Ваши необыкновенные музыкальные способности проявились ещё в раннем детстве. Но далеко не все вундеркинды становятся профессиональными музыкантами. Когда Вы поняли, что музыка — именно Ваш путь? Ю.Ф.:Я вступил на этот путь не вполне осознанно: это был выбор моего окружения, семьи, хотя родители прямого отношения к музыке не имеют. Я поступил в консерваторию, но, надо сказать, первые 3 курса играл на рояле не слишком активно, по остаточному принципу. Я.Т.: А что занимало Ваш ум первые три курса? Ю.Ф.:Я занимался самообразованием: смотрел очень много фильмов, читал, разбирался в музыкальных направлениях и стилях, но не очень интенсивно занимался игрой на рояле. Потом я узнал про конкурс Мессиана, посвящённый современной фортепианной музыке. Я подумал, что в этом направлении можно найти себя, и за короткий срок выучил много сложных сочинений. Это был такой хороший импульс к возобновлению занятий. Я стал вспоминать свой старый репертуар и переосмысливать его. Старался делать радикальные программы, с сочетанием разных эпох и стилей — сталкивать разные идеи, авторов и в то же время находить между ними что-то неочевидно общее. Дальше всё пошло само собой. Тогда, после третьего курса консерватории, я понял, что действительно хочу этим дальше заниматься. Я.Т.: Вы уверены, что это Ваша дорога на всю жизнь?
Я.Т.:Юрий, Вы лауреат престижнейшего европейского конкурса им. королевы Елизаветы. Что даёт Вам участие в конкурсах? Насколько Вам внутренне близок "соревновательный дух"?
Я.Т.: Вы подавали заявку на участие в конкурсе Шопена? Ю.Ф.:Да, я даже прошёл на этот конкурс, но состояние духа было такое, что я решил туда не ехать: сказалась усталость от предыдущего конкурса. Я.Т.: У Вас, похоже, есть ценное умение вовремя останавливаться? Ю.Ф.:Скорее, немного не хватает свойства "вовремя не останавливаться" (смеётся). Я предпочитаю останавливаться иногда даже слишком рано. Я.Т.:Как Вы выстраиваете линию своего творческого развития, эволюции? По распространённому пути — классическая музыка, романтика, поздняя романтика вплоть до импрессионистов, музыка ХХ века — Шостакович, Прокофьев, Хиндемит, Барток, Кшенек, Стравинский, Щедрин и т.д.? Или как-то иначе?
Я.В.:Какие композиторы, стили, музыкальные эпохи Вам близки стилистически?
Я.Т.: Какие пианисты (дирижёры, композиторы) повлияли на Вас в Вашем развитии, становлении Вашего собственно стиля?
Есть, конечно, сочинения, в которых я не могу себе этого позволить. Но в целом у меня, скорее, оркестровое мышление. Я.Т.: Как бы Вы охарактеризовали свой стиль исполнения: как интеллектуальный, как романтический, какой-то ещё? Как Вы сами определяете свой собственный стиль?
Можно привести такое сравнение: композитор, исполнитель может находиться как бы "в середине" музыкального языка, а может идти экстремальными путями, "по краю" существующей культуры, традиции. Если мы слушаем пианиста, относящегося к первому типу, мы уже можем определить, как и куда он будет развиваться, что он скорее будет играть, а какие авторы и произведения, вероятнее всего, останутся за пределами его интереса. Он будет отшлифовывать свои приёмы до совершенства, пока в какой-то момент не застынет в нем. У музыканта другого типа задача искать наиболее сильные средства воздействия, он будет терять в техническом совершенстве, но не станет себя ничем ограничивать.
Я.Т.: Вы из тех, кто исследует "точки экстремума" и "края культуры"?
Я.Т.: Что для Вас является "решающим правилом", когда Вы выбираете "взгляд" на произведение, дискурс для трактовки?
Я.Т.:Многие современные композиторы доверяют Вам премьерные исполнения и записи своих сочинений, под Вашими руками оживают даже те произведения, которые у других исполнителей выглядели бы сумбуром. Интерес к современным композициям — "музыкальный" или "технологический"? Или они близки Вашему острому парадоксальному уму? Каких авторов Вы играете с удовольствием?
Я бы с удовольствием играл Беата Фуррера, Ольгу Нойвирт, Георга-Фридриха Хааса, Финнисси, множество других… Эти авторы говорят своей музыкой, что "большой стиль" не стал принадлежностью прошлого: он существует прямо сейчас. Эти и другие авторы демонстрируют всем своим творчеством, что постмодернизм как концепт по существу потерял свои позиции, что последовательное развитие хоть и закончилось, что "конец истории" хоть и наступил — как это уже неоднократно случалось в истории культуры, — но это не значит, что теперь возможна только рефлексия об истории: мы можем найти свою нишу и её разрабатывать. Это будет что-то уникальное, своё, но тесно связанное с контекстом — как текущим, так и историческим. Что, впрочем, не отменяет и существования намеренно разомкнутых стилистических систем. Сейчас, например, на новом уровне возникает сплав академических и неакадемических традиций: сочетание классических традиций с фри-джазом, экспериментальной электронной музыкой, клубной музыкой. Это плодородный синтез, мне кажется, потому что он привлекает людей с разных сторон баррикад, и граница, жёстко разделяющая элитарную и массовую музыку, на что многие жалуются, в общем расшатывается. Я.Т.: Кого Вы выделяете из современных российских композиторов, кто пишет для фортепиано? Ю.Ф.:Не так много пишут для фортепиано. Из молодых, наверное, Алексей Сысоев, Владимир Горлинский, Сергей Невский, Антон Светличный и некоторые другие. Я.Т.: А каков Ваш композиторский идеал? Он для Вас вообще существует? Ю.Ф.:Композиторского идеала у меня нет. Мне одинаково импонируют как те авторы, которые просто пишут музыку, так и те авторы, которые теоретизируют, объясняя, что и почему они делают, пишут манифесты и бросаются в бой за свои представления о музыке и искусстве. Но это, скорее, касается общественного поведения, а не музыки. Я.Т.: Специально для Вас молодой композитор Алексей Сысоев написал сочинение "Противофазы". Даже профессионалы затрудняются точно определить, в какой технике оно написано. Что Вы можете сказать об этом сочинении? Что это?
Я.Т.: Вы учились по классу композиции у видного композитора Владимира Довганя. Пишете ли Вы музыку? Есть ли планы по реализации в этом направлении?
Я.Т.: После 4-го места на Конкурсе королевы Елизаветы у Вас был шанс закрепится за каком-нибудь европейским концертным агентством и делать карьеру в Европе. Но Вы остались в России…
Я.Т.:С "продвижением" молодого таланта, мне кажется, в нашем отечестве серьёзные проблемы. Нет как такового рынка классической музыки, понятной системы формирования брендов, продвижения молодых исполнителей. Кто занимается в России Вашей карьерой, организацией концертов? Ю.Ф.:У меня менеджера нет. Меня приглашают концертные площадки, и я играю. Я.В.:Нет потому, что это не нужно, или нет профессиональных предложений, которые бы Вас устроили? Ю.Ф.:Нет предложений, которые бы устраивали обе стороны. Мне сложно сказать, есть ли у нас такие профессионалы вообще. В России карьера музыканта — это, скорее, вопрос личных контактов музыканта, а не работы его менеджера. У нас молодому исполнителю трудно делать профессиональную карьеру западного образца. Я.Т.: Какие пути профессионального и карьерного роста Вы для себя видите? Ю.Ф.:Я играю везде, где есть возможность. Приглашают — я принимаю приглашения, затем количество приглашений растёт, становишься понемногу востребованным, тебя знают… Какая-то стратегия у меня есть, но она не настолько определённая, выстраивается достаточно спонтанно. Я думаю, что определённый коммерческий потенциал у меня в отношении репертуарных особенностей есть, но как этот потенциал реализовать — зависит от умения менеджера найти для него целевую аудиторию. Наверное, такие менеджеры есть, но я их пока не нашёл. Я.Т: По какому принципу составляются Ваши концертные программы?
Я.Т.: Расскажите немного о Ваших взаимоотношениях с публикой.
Я.Т.: Что для Вас является целью творческой жизни?
В реальности всё по-другому. У пианиста есть некие ценности в исполнительстве и любимые авторы, которых он играет. Таким образом индивидуальность исполнителя явственно проступает поверх композиторской, пианист перестаёт быть идеальным и становится самостоятельной творческой единицей. И это хорошо. Я.Т.: Юрий, Вы сейчас активно выступаете и учитесь в аспирантуре Московской консерватории. Остаётся ли у Вас свободное время, как Вы его проводите? Ю.Ф.:У меня остаётся достаточно времени на прогулки и общение, в том числе, виртуальное, если какая-то тема меня заинтересует, я буду читать по ней всё, что найду. Люблю гулять по центру Москвы, в шумных оживлённых местах. Очень люблю Санкт-Петербург, периодически туда езжу. Мне очень нравится центр города, который одновременно и деловой центр, и музей. Музей давит своим величием. Проходишь и думаешь: здесь дом Достоевского, здесь состоялась демонстрация 1905 года. Здесь же и современные кафе, в которых можно посидеть. Происходит своеобразное совпадение времён в одном пространстве, когда находишься одновременно во многих пластах культуры, выпадаешь из линейного времени… Яна Тифбенкель, специально для ИА "Ореанда-Новости" Читайте также: Алексей Володин: "Руки не умеют лгать" Борис Березовский: "Самые удачные периоды, когда хожу на дискотеки" Людгер Ломанн: "Он подкупает благородством и теплотой звучания" Константин Волостнов: посол Его Величества |
|||