Сибирская галерея |
|||
"Щелкунчик" в постановке Михаила Шемякина отмечает 10-летиеБалету "Щелкунчик" в постановке художника Михаила Шемякина и хореографа Кирилла Симонова исполняется 10 лет. Балет Чайковского "Щелкунчик" живёт на мариинской сцене более ста лет. В разные эпохи он шёл в театре в разных редакциях. Первая постановка 1892 года, созданная Львом Ивановым по сценарному плану Мариуса Петипа и в костюмах Ивана Всеволожского, поражала роскошью и запомнилась современникам сказочной красотой Вальса снежных хлопьев. Постановку Фёдора Лопухова, поместившего своего "Щелкунчика" в модернистское сценическое пространство, вскоре сменила академическая версия Василия Вайнонена, сочинившего спектакль-сказку. На этом спектакле воспитаны все нынешние поколения артистов мариинского балета, знакомство которых с этой постановкой начиналось с первых классов балетной школы, и несколько поколений зрителей, у которых с этим спектаклем связаны первые театральные впечатления. Излишний налёт "детскости" первым снял с этого балета Валерий Гергиев, услышавший в партитуре Чайковского трагические ноты. Маэстро открыл купюры, привёл в соответствие с авторскими темпы, и музыка зазвучала по-иному, ломая стереотипы и вскрывая иные смыслы. Новизна музыкального прочтения Валерия Гергиева привлекла Михаила Шемякина, создавшего, пожалуй, самую радикальную постановку из всех, бытовавших на сцене Мариинского театра, и приблизившую балет к его литературному первоистоку — к миру гофмановских фантазий. Художник Михаил Шемякин рассказывает о рождении спектакля: "Мне выпала большая честь соприкоснуться в моей творческой судьбе с Мариинским театром и воплотить на его исторической сцене свои художественные замыслы. В 1999-м году Валерием Гергиевым передо мной была поставлена сложнейшая и ответственная задача — это создание совершенно новой и необычной версии балета "Щелкунчик" для того, чтобы вывести его из "разряда" детского и сугубо новогоднего представления. Создав лучшее дирижёрское решение музыкальной партитуры Чайковского и раскрыв необычайную глубину и трагичность, заключённую в сюжет детской сказки, Гергиев, естественно, захотел воссоздания духа мистической и бурлескной Гофманианы, столь необходимой для этого музыкального шедевра". Премьера спектакля в хореографии Кирилла Симонова и в декорациях, костюмах и постановке Михаила Шемякина состоялась 12 февраля 2001 года при участии Натальи Сологуб в партии Маши, Андриана Фадеева в партии Щелкунчика-принца и приглашённого на проект Антона Адасинского в роли Дроссельмейера. За десятилетие "Щелкунчик" побывал на гастролях в Германии, Франции, США, Велкобритании. Влиятельные европейские и американские газеты писали о нём:
"Что может делать настоящий художник с костюмами и декорациями!.. Михаил Шемякин не только создал для спектакля фантастически-гротескные декорации, но и переписал либретто. Надо отдать ему должное — художнику удалось вдохнуть в достаточно затёртый сюжет озорство и язвительный юмор" ("Вашингтон пост", 2003) Постановка до сих пор пользуется неослабевающей популярностью у публики. Десять лет спустя на юбилейный спектакль приехали почти все, кто причастен к его созданию. В главных партиях выступят: Маша — Наталья Сологуб, Щелкунчик-принц — Александр Сергеев, Дроссельмейер — Антон Адасинский. В зале будут и Михаил Шемякин, и Кирилл Симонов. |
|||