Сибирская галерея

 

 

Графика Насти Юстус

Живопись Игоря Крестьянникова

Графика Наташи Утешевой

Живопись Юрия Юдина

Живопись Яна Боме

Живопись Михаила Гардубея

Графика Дмитрия Бобонича

Алексей Зундэ

"Тюмень сквозь глубину веков"

Живопись Натальи Утешевой

 

 

Консерватория поздравит с юбилеем композитора Ивана Соколова

9 февраля 2011 года, в среду в 19.00 в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт абонемента № 21 "Ударные дни Марка Пекарского" — "Ивану Соколову — полтинник!"

Исполнители: Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского в составе: Дмитрий ЩЁЛКИН, Игнатий МАТЮХОВ, Ксения КРАСАВИНА, Владимир УРБАНОВИЧ, Елисей ДРЕГАЛИН, Ярослав ШЕВЧЕНКО, Юрий ПОСЫПАНОВ

В программе:
I отделение:
— И. СОКОЛОВ — "В музее первобытного искусства" (2011) (Первое исполнение)
- "Марко-космос" (1998)

II отделение
И. СОКОЛОВ — "Светлые и печальные мелодии" (2010) (Первое исполнение)

Очередной концерт абонемента "Ударные дни Марка Пекарского" приурочен к юбилею нашего современника, композитора Ивана Соколова.

Марк Пекарский — об Иване Соколове

Не может быть! …Никогда не поверю, — ведь для меня Иван Соколов был и всегда остаётся взрослым ребёнком. Какой смысл я вкладываю в эти слова? Слушайте.

Ребёнок всегда знает, что делать. Вы скажете: есть, да спать. Совершенно справедливо, но это всего лишь — физиология. Я же говорю об умственной и, главное, духовной жизни, — а она, эта детская духовность, реализуется в игре, в этом, по определению Юрия Лотмана, "виде непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе". Это означает, что пока человек не потерял вкус к игре, как таковой, он всё ещё ребёнок. "Что наша игра? — Жизнь!", — чуть-чуть "поправил" Томского из оперы "Пиковая дама" мой дорогой друг композитор Иван Соколов. Ещё одно его сочинение — тоже об игре: "Игра без начала и конца". Прекратив играть, человек переходит в категорию взрослых и с этого момента перестаёт жить в детском пространстве, то есть он не живёт, а справляет в жизни нужду, — он доживает.

Человек способен добровольно сделать экзистенциальный выбор: сохранить ли в себе детскую непосредственность или принять "взрослые" ценности:

Он был рождён для счастья, для надежд
И вдохновений мирных! — но безумный
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной;
И мир не пощадил — и Бог не спас!

"Ужасно стариком быть без седин", — заключает эту грустную историю Михаил Юрьевич Лермонтов. …Как же много я вижу вокруг стариков — и преклонного возраста, и, что особенно печально, совсем молодых! Они разучились играть, их интересуют лишь "продуктивный результат". Уже в 19 лет они рассуждают о пенсии. Увы, совсем немногие сохраняют любопытство и удивление во взоре, совсем немногие сохраняют талант детского восприятия жизни, и Иван Соколов — один из них!

В программе — три сочинения, два из которых будут исполняться впервые.

Аннотация к произведениям — Иван Соколов

"В музее первобытного искусства" для ансамбля ударных инструментов (2011)

Многие согласятся с тем, что когда мы думаем о первобытной музыке, в сознании сразу возникают ударные инструменты. Но не только поэтому это сочинение называется "В музее первобытного искусства". Мне давно уже хотелось передать в музыке то ни с чем несравнимое художественное ощущение, которое я всегда испытываю, оказавшись в залах подобных музеев, например — в первобытном отделе питерского Эрмитажа. Экспонаты невероятно отдалены от нас во времени, и это заставляет нас особенно напряжённо вчувствоваться в смысл каждого дошедшего до нас из глубины тысячелетий информационного сообщения. Вглядываясь в эти как бы "бедные", "примитивные" (лишь по сравнению с позднейшим искусством!) формы, мы становимся сотворцами неизвестных людей, перекинувших к нам своё вдохновение по этому мистическому временному мосту. Интерпретируется это искусство, как правило, наиболее свободно, творчески многообразно. И в этом — его связь с искусством новейшим.

Вот о чём я думал, когда сочинял для ансамбля ударных Марка Пекарского пьесу "В музее первобытного искусства".

"Маркокосмос" (1998) для ансамбля ударных инструментов

В названии этого сочинения легко читается связь с Б. Бартоком ("Микрокосмос") и Дж. Крамом ("Макрокосмос"). Мне хотелось отдать дань почтения М.И. Пекарскому, который вот уже третье десятилетие исполняет всё, что я пишу для ударных инструментов. За годы существования ансамбля возник целый "космос" из произведений, для него написанных. И чтобы как-то передать многообразие этого космоса, я вспомнил свой старый текст (кажется 1989 года, когда рушилось и созидалось много подобных "космосов") и решил проиллюстрировать его звучанием ударных. Здесь, как и во всех почти сочинения для ударных, имеет значение внешний вид инструмента, манера игры на нём. Одним словом — театральный элемент.

"Светлые и печальные мелодии" для ансамбля ударных инструментов (2010)

В этой пьесе меньше (или почти совсем нет) инструментального театра, но зато есть ощущение первозданной формы — круга. А может быть, и совсем другие ощущения — ведь помимо композитора и исполнителей, музыку творят на концерте ещё и слушатели — и каждый по-своему.

СПРАВКА

Иван СОКОЛОВ родился в 1960 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию как пианист (класс профессора Л.Н. Наумова) и композитор (класс профессора Н.Н. Сидельникова), а затем — ассистентуру-стажировку по классу композиции.

В 1986 — 1994 гг. преподавал в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, в ДМШ при Музыкальном училище (композиция, импровизация), с 1988 — 1994) — в Московской консерватории на кафедре инструментовки и чтения партитур. С 1995 года Иван Соколов живёт и работает в Кёльне и Москве. С 2005 года преподаёт на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов Московской консерватории, параллельно, с 2006 года — в Российской академии музыки имени Гнесиных (класс специального фортепиано, ассистент В.М. Троппа), а с 2007 года — на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории (камерный ансамбль). В настоящее время, И. Соколов — доцент Московской консерватории.

И. Соколов ведёт активную концертную деятельность: в 1980 — 90-е гг. — по странам Европы, а с 2002 года выступает с ежегодными концертами в США. Репертуар пианиста необычайно широк: от музыки барокко, классицизма и романтизма, до современных композиций XX и XXI вв. И. Соколов осуществил премьеры произведений Э. Денисова, Н. Сидельникова, Н. Корндорфа и других авторов.

И. Соколов — активный участник музыкальных фестивалей: "Московская осень", "Альтернатива", "Декабрьские вечера" (Москва), фестиваля им. А. Сахарова (Нижний Новгород). Выступал с дирижёрами Г. Рождественским, А. Лазаревым, пианистами М. Аргерих, А. Любимовым, скрипачами Т. Гринденко, К. Блахером, П. Копачинской, виолончелистами Н. Гутман, А. Ивашкиным, Н. Шаховской, певцами А. Мартыновым, Л. Давыдовой.

С 1987 года И. Соколов — член Союза композиторов России. Композиторское дарование И. Соколова признано не только в нашей стране, но и за её пределами. Им создано много камерных сочинений, два музыкально-сценических произведения, опера, около 200 романсов, музыка для хора, для фортепиано, для ансамбля ударных и др. В своих сочинениях композитор использует необычные приёмы звукоизвлечения, нетрадиционную музыкальную лексику. Кроме того, Иван Соколов является автором книг, научных трудов и публикаций.

Компакт-диски музыканта выпущены фирмой Megadisc (Бельгия).

 
 

Hosted by uCoz