Сибирская галерея

 

 

Графика Насти Юстус

Живопись Игоря Крестьянникова

Графика Наташи Утешевой

Живопись Юрия Юдина

Живопись Яна Боме

Живопись Михаила Гардубея

Графика Дмитрия Бобонича

Алексей Зундэ

"Тюмень сквозь глубину веков"

Живопись Натальи Утешевой

 

 

Ансамбль Марка Пекарского покажет слушателям "Территорию кич"

8 декабря 2009 года, во вторник в 19.00 в Большом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского, в рамках абонемента №31 "Музыкальные ландшафты" состоится концерт "Территория кич".

Исполнители:
— Ансамбль Марка Пекарского
— Алиса ГИЦБА (сопрано)
— Владимир МАРТЫНОВ (фортепиано)

В программе:
— ПРОКОФЬЕВ-ПЕКАРСКИЙ — Джульетта Барышня
— МОСОЛОВ — Четыре газетных объявления (Транскрипция для камерного ансамбля
Э. Денисова. Версия для сопрано и ударных Марка Пекарского)

— МАРТЫНОВ — Некоторые распоряжения для ф-но, чтеца и вибрафона
— ПЕЛЕЦИС — Цветущий жасмин для скрипки, вибрафона и камерного оркестра
— КАРМАНОВ — Душа моя для голоса и ансамбля
— КАРМАНОВ — Песнь о любви для фортепиано, препарированного фортепиано, чтеца и ударных
— РОСЛАВЕЦ — Попурри. Фантазия на темы популярных советских песен для ксилофона и фортепиано
— МАРТЫНОВ — Разговор об отсутствии поэзии и музыки
— ПЕКАРСКИЙ — Танго для ансамбля ударных
Автор текста — Марк Пекарский.
В перерыве — прослушивание песен из репертуара "The Beatles" в исполнении Кетти Бербериан.

Задача рассказать о киче не из лёгких. Попробуйте кратко и точно определить значение, назначение и смысл этого термина! Умные мысли умных людей, увы, не проливают света на проблему. Судите сами: "Китч механистичен и действует по формулам. Китч — это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остаётся равным себе. Китч — воплощение всего несущественного в современной жизни". Это из "Авангарда и китча" Клемента Гринберга (1939).

В 1998 году вышла работа Одда Нердрума "Китч — трудный выбор". "Китч, — говорит он, — это страстная форма выражения на всех уровнях, а не слуга идей. И в то же время он связан и с религией, и с правдой. В китче мастерство — решающий критерий качества… Китч служит самой жизни и обращается к индивидууму".

И, наконец, Милан Кундера в книге "Невыносимая лёгкость бытия" (1984) "определяет" смысл этого художественного явления: "Кич — есть абсолютное отрицание говна в дословном и переносном смысле слова; кич исключает из своего поля зрения всё, что в человеческом существовании по сути своей неприемлемо".

Всё умно и остроумно, — но что же такое, этот самый кич?! Приведённые здесь цитаты, вроде бы, понятны, и слова всё больше знакомые, — а проблема остаётся нерешённой, как была… Да и правописание слова не узаконено, — кто-то выводит его из немецкого языка и пишет китч (Kitsch). Из польского же пришёл совсем "упрощённый" вариант написания — кич ("поделка").

Пожалуй, определение, почерпнутое нами из Интернета (Википедия — свободная энциклопедия), даёт какое-то представление об этом интереснейшем явлении: "Термин, имевший хождение в 1960-1970-е гг. и к настоящему времени вышедший из моды, так как его сменило более веское понятие постмодернизм. По сути, кич — есть зарождение и одна из разновидностей постмодернизма. Кич — это массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к кичу, должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нём должен быть увлекательный сюжет. Но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В киче могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий".

А вот согласно книге Кравченко А.И. "Культурология: Словарь" (М., Академический проект, 2000) "Кич (нем. Kitsch — халтурить, создавать низкопробные произведения) — это синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика. Термин возник в прикладном искусстве. В художественной промышленности 2-й половины XIX-начала XX вв. Позже кич распространился на все сферы искусства: литературу, музыку, театр, архитектуру, кинематограф, телевидение. В 1960-1980-е гг. предметы китча стали распространённым явлением массовой культуры. Особую популярность кич получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич захватывает сферу не только самодеятельного и профессионального искусства, но народное искусство, куда проникают элементы дефольклоризации, псевдохудожественные произведения. В каждой стране обнаруживаются национальные особенности кича. Широкое распространение кич получил и в России.

В современном мире кич настолько распространён, что выделяются несколько его разновидностей. Ретрокич — мода на классический исторический кич. Сегодня многие коллекционируют классический кич: статуэтки, коробочки, коврики, открытки. Ярмарочный кич — современные рыночные кошки-копилки, игрушки, отдалённо напоминающие народные, и другие поделки. Неокич, включающий в себя дизайн-кич, гаджет-кич (различного рода сувениры, отличающиеся поражающей нелепостью: авторучка — карманный фонарик, запонки с термометром или пушка, стреляющая сигаретами). Кэмп — псевдоинтеллектуальные образчики наиболее уродливых проявлений кича. Для кича характерны набор суррогатов, стереотипов, сентенциозность, набор житейских формул, помпезность. В отличие от подлинных видов искусства, кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, но стремится к созданию незамутнённого, самоуверенного спокойствия. Подражая высоким художественным образцам, кич намеренно низводит их до банальности и пошлости. Паразитируя на высоком искусстве, кич тяготеет также ко всему таинственному, непознанному. Отсюда интерес к теософии, антропософии, оккультным наукам, но без стрессов и метаний. Поэтому в киче распространены упрощённые образцы сатанизма. Предметом интереса кича являются также скандальные сенсации, модные проблемы, современные научные идеи, поданные в вульгаризованном, поверхностном виде".

 
 

Hosted by uCoz