Сибирская галерея |
|||
Москвичам покажут "Перестройку"С 25 января по 8 марта в ЦВЗ "Манеж" (Манежная пл., 1) будет проходить выставка "Михаил Горбачёв. Perestroika", приуроченная к 80-летию первого Президента СССР М.С. Горбачёва. "Михаил Горбачёв. Perestroika" — выставочный проект, посвящённый социальным, культурным и политическим переменам, которые происходили в Советском Союзе с 1986 по 1991 годы. Выставка, организованная Горбачёв-Фондом к 80-летнему юбилею первого Президента СССР — это попытка представить Перестройку как время диалога и коммуникации, когда политика пересекается и художественным андеграундом, неофициальная культура становится легализованной, люди знакомятся с ранее запрещённой литературой и набирающей активность новой прессой, а главным девизом эпохи становятся слова из песни Виктора Цоя "Перемен! Мы ждём перемен!", хотя никто ещё до конца не понимает, каких перемен ждать. Зрители увидят более 300 снимков, сделанных лучшими фотографами (среди них Дмитрий Бальтерманц, Юрий Рост, Павел Кассин, Энтони Сво, Валерий Щеколдин, Андрей Безукладников, Сергей Зиновьев, Марк Штейнбок, Александр Джус и другие). На фотографиях запечатлены судьбоносные для СССР и всего мира события — падение Берлинской стены, объединение Германии, вывод советских войск из Афганистана, возвращение из ссылки Андрея Сахарова, августовский путч 1991 года, встреча с президентом США Рональдом Рейганом в 1987 году. Также в экспозицию включены выдающиеся произведения искусства поколения эпохи гласности — работы Бориса Орлова, Сергея и Владимира Мироненко, Юрия Аввакумова и Андрея Филиппова. В 1990 году Павел Лунгин снял свой первый фильм "Такси-Блюз", который в том же году получил приз за лучшую режиссёрскую работу на Каннском Кинофестивале. Эта картина, созданная на закате Перестройки, не только подвела своеобразный итог времени, но и во многом предвосхитила то состояние, в котором страна будет пребывать в 90-е. В перестроечное время были сняты с полки фильмы Александра Аскольдова, Александра Сокурова, Сергея Сельянова и которые прежде были запрещены. Эти картины, наряду с фрагментами телепередач и документальных фильмов составят видеоблок экспозиции. Уникальное собрание фотографий Горбачёв-Фонда познакомит посетителей выставки с частной жизнью Михаила Сергеевича и поможет проследить эволюцию человека, который менял страну, плотью от плоти которой он являлся, и параллельно с этим менялся сам. Деятельность Михаила Горбачева, несмотря на её противоречивые оценки, привела к тотальному реформированию СССР, переоценить которое сегодня трудно. Именно в период Перестройки пал железный занавес, зародилась рыночная экономика и "бизнес", лавинообразно разрушалась цензура, а люди получили возможность открыть для себя весь мир. При всём при этом нельзя забывать о чудовищной аварии на Чернобыльской АЭС, событиях Чёрного января, сложнейшей экономической ситуации, приведшей к исчезновению продуктов из магазинов и пустым полкам. За несколько лет насыщенной общественно-политической жизни в стране произошёл настоящий перелом в сознании людей, в особенности представителей артистической среды. Объявление гласности привело к бурному развитию искусства, а художники почувствовали небывалую свободу самовыражения. На снимках Александра Бородулина, Сергея Румянцева и Андрея Безукладникова зрители увидят тех, кто в то время вышел из андеграундного подполья — Илья Кабаков, Эрик Булатов, Борис Орлов, Константин Звездочётов, Георгий Острецов, Дмитрий Пригов, Пётр Мамонов, обитатели колыбели "новой волны" искусства, гремевшего в те годы Фурманного переулка. Группы "Аквариум" и "Звуки Му", Виктор Цой и Жанна Агузарова — герои новой музыки и моды, настоящие трендсеттеры, как бы мы назвали их сейчас, — предстают на фотографиях Сергея Борисова. Портреты, фотодокументации художественных акций, первые попытки fashion-фотографии составляют большой раздел выставки. На смену диктату безлико-общественного, в эпоху Перестройки, наконец, приходит осознание важности личного, персонального и индивидуального. Именно поэтому значительную часть экспозиции занимают фотографии обыкновенных людей, сделанные в разных частях страны — молодёжь, дети, пенсионеры, семьи. Они стоят в нескончаемых очередях и записываются на покупку мяса (Павел Кассин), выходят с транспарантами на митинги (Валерий Щеколдин, Александр Абаза, Виктор Ахломов) и ведут повседневную жизнь в непростое время, полное надежд, предчувствий и разочарований (Сергей Зиновьев, Юрий Рост, Игорь Мухин). Выставка "Михаил Горбачёв. Perestroika" — первая попытка, возможно неполная, объединить в одной экспозиции разные аспекты жизни страны при помощи фотографий, произведений искусства, фильмов и музыки, которые наиболее чётко отражают дух времени. Несмотря на то, что Перестройка стала эпохой крушения мифов, она сама стала одним из главных советских мифов, осмыслить который сегодня — задача нынешнего поколения. |
|||