Сибирская галерея

 

 

Графика Насти Юстус

Живопись Игоря Крестьянникова

Графика Наташи Утешевой

Живопись Юрия Юдина

Живопись Яна Боме

Живопись Михаила Гардубея

Графика Дмитрия Бобонича

Алексей Зундэ

"Тюмень сквозь глубину веков"

Живопись Натальи Утешевой

 

 

СПб Филармония готовит очередной концерт цикла "Каноны и апокрифы"

3 февраля 2011 года, в четверг в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича в концерте абонемента "Духовная музыка. Каноны и апокрифы" будет представлена светская музыка композиторов 20 века, так или иначе связанная с религиозными сюжетами.

В концерте принимают участие: Заслуженный Коллектив России академический симфонический оркестр петербургской филармонии, дирижёр — Александр РУДИН, солист — Лев КЛЫЧКОВ (скрипка). О канонах и апокрифах рассказывает Наталья РОДОМАНОВА.

В программе:

— РЕСПИГИ — "Церковные виртажи" для симфонического оркестра (Премьера в Санкт-
Петербурге)
- "Григорианский концерт" для скрипки с оркестром
— ДЕБЮССИ — "Мученичество Святого Себастьяна", симфонические фрагменты
— Р.ШТРАУСА — "Танец семи покрывал" из оперы "Саломея".

Сочинения Отторино Респиги "Григорианский концерт" и "Церковные витражи" написаны под впечатлением от религиозных сюжетов и церковной музыкальной практики прошлого. Оба они связаны с попытками возродить в новой музыке звучание григорианского хорала. К мелодиям григорианского хорала обращались композиторы всех без исключения эпох — его использовал Бах, Моцарт (в том числе в своём знаменитом Реквиеме), Лист, Берлиоз, Стравинский, Рахманинов, Мессиан… Итальянского композитора Отторино Респиги григорианским хоралом увлекла его жена Эльза — она была певица и специально занималась староцерковным пением. Именно слушая занятия Эльзы, Отторино Респиги задумал, по её словам, "освободить григорианские напевы от жёстких рамок католической литургии".

"Григорианский концерт" для скрипки с оркестром был написан в 1922-м. А ещё раньше, летом 1919 года Респиги сочинил фортепианный цикл — Три прелюдии на григорианские темы. Позднее на основе этого цикла он создал большое оркестровое сочинение. А уже потом подобрал к нему название — "Церковные витражи". Для католического искусства витражи, бесспорно, кажутся таким же символом, как и григорианский хорал. "Глазами небес" называли огромные витражные окна готических соборов. Хотя Респиги дал своему сочинению подзаголовок "Четыре симфонических впечатления", история создания оркестровой сюиты показывает, что это не были впечатления от каких-то конкретных витражей. Однако, слушая "Церковные витражи", сложно представить, что названия появились позднее музыки.

16 мая 1911 года архиепископ Парижа призвал прихожан не посещать премьеру мистерии Дебюсси "Мученичество святого Себастьяна". Дело в том, что мистерия была написана французским композитором-атеистом Клодом Дебюсси и поэтом, известным своим далеко не праведным образом жизни — итальянцем Габриэле д Анунцио. Очевидно, что у церкви было достаточно причин запретить католикам посещение подобного представления. Неизвестно, сыграло ли это решающую роль, или были другие причины, но в первоначальном виде балет-мистерия успеха не имел. Гораздо чаще исполняется оркестровая сюита, составленная из отдельных номеров помощником Дебюсси Андре Капле.

Опера Рихарда Штрауса "Саломея", написанная по пьесе Оскара Уайльда, вызвала куда больший скандал, чем мистерия Дебюсси. Против неё восстала не только церковь. "Саломея" была запрещена цензурой для постановки в Лондоне. По личному приказу кайзера Вильгельма II её запретили в Берлине. В американской "Метрополитен-опера" по решению совета директоров оперу сняли с репертуара после первых представлений. Впрочем, не только слушатели, но и музыканты считали оперу "неприличной и неисполнимой". Первая исполнительница главной роли вначале и вовсе отказалась от партии со словами: "Я не буду это петь, я порядочная женщина". Время всё расставило по своим местам, и сегодня невозможно представить себе крупный оперный театр, не имеющий в своём репертуаре "Саломеи".

 
 

Hosted by uCoz