Сибирская галерея |
|||
СПб Филармония отметит юбилей Людмилы Ковнацкой5 февраля 2011 года, в субботу Малый зал Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д, Шостаковича отмечает юбилей Людмилы Григорьевны Ковнацкой — профессора Санкт-Петербургской консерватории, ведущего научного сотрудника Российского института истории искусств, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Программа концерта в день рождения Людмилы Ковнацкой отражает её музыкальные и научные пристрастия. Из Бриттена выбраны оперные арии (из "Альберта Херринга", "Билли Бадда", "Глорианы") и Второй кантикль ("Авраам и Исаак"). Генри Пёрселл представлен двумя знаменитыми песнями ("Music for a While", "If Music be a Food of Love"). Прозвучит также светская и духовная музыка средневековой Англии. Здесь есть Шостакович ("Сатиры" на стихи Саши Чёрного), и Густав Малер, с которым многое связывает и Бриттена, и Шостаковича — один из самых любимых персонажей консерваторских лекций Ковнацкой, — и Арнольд Шёнберг. Впервые "Письма" Шенберга на русском языке появились десять лет назад благодаря тому, что Людмиле Ковнацкой удалось завершить работу над их изданием, начатую Михаилом Друскиным. "Письма" получили литературную премию и медаль имени А. Беляева. И антипод Шёнберга Игорь Стравинский занимает в программе должное место: о нём были написаны первые опубликованные статьи Ковнацкой, а в 2009 — том стравинскианы Друскина. Есть в программе и посвящение юбиляру — "The Secret Land" на стихи Роберта Грейвза. Этот опус десять лет назад написал ко дню рождения Людмилы Ковнацкой Леонид Десятников, в середине 1970-х слушавший её лекции. В концерте, срежиссированном пианистом Алексеем Гориболем, который вместе с Ковнацкой успешно работал над несколькими бриттеновскими проектами, принимает участие избранная команда музыкантов Антрепризы Гориболя: меццо-сопрано Олеся Петрова поёт песни Малера, Шёнберга и комическую арию из "Альберта Херринга", сопрано Юлия Корпачева — Шостаковича и Десятникова. Петербургской публике представляется редкая возможность услышать московского контратенора Олега Рябца и солиста Большого театра тенора Марата Гали, которые составят ансамбль в кантикле "Авраам и Исаак". Бас Пётр Мигунов исполнит монолог злодея Клаггарта из "Билли Бадда", молодой виолончелист Дмитрий Сатушев — несколько частей из "Итальянской сюиты" Стравинского. За роялем бессменно — Алексей Гориболь. Ансамбль средневековой музыки Laterna Magica под руководcтвом Ольги Комок — ученицы Людмилы Ковнацкой, — играет и поёт музыку XIII-XIV веков из своей концертной программы Deo Gracias, Anglia. Людмила Ковнацкая училась в Ленинградской консерватории у двух великих учителей — историка Михаила Друскина и органиста Исайи Браудо. На российской премьере "Военного реквиема" Бенджамина Бриттена в Большом зале Ленинградской филармонии Ковнацкая исполнила органную партию. Бриттен стал главным героем научных трудов Л. Ковнацкой, в 1974 году она написала книгу о британском композиторе, которой не было даже на родине Бриттена; книга Ковнацкой стала первой в мире монографией о композиторе. Её читали все, кто изучал или исполнял английскую музыку — среди них Святослав Рихтер, включавший фрагменты её текста в аннотации концертов, когда посвящал свои "Декабрьские вечера" Бриттену. Вторая книга Людмилы Ковнацкой охватила всю английскую музыку ХХ века. Вкус к Бриттену и английской музыке Людмила Ковнацкая привила нескольким поколениям российских музыкантов и слушателей. Она была инициатором и организатором концертов (юбилейный концерт в честь Бриттена и дня Св. Цецилии, покровительницы музыки и музыкантов, концерт "Мир оперы: Бенджамин Бриттен") и фестивалей: в честь 80-летия Бриттена (Петербург, 1993), фестиваль в Ереване (1996), к 85-летию композитора (1998). Едва ли какая-то постановка опер Бриттена в России проходила без её консультаций. К 100-летию композитора в 2013 году Людмила Ковнацкая готовит книгу о путешествии Бриттена в СССР в компании знаменитых британских артистов, о его дружбе с Дмитрием и Ириной Шостакович, со "Славой" Ростроповичем и "Галей" Вишневской и о "русских корнях" его музыки, а также — исполнительский проект, который познакомит публику Петербурга и Москвы с тремя церковными притчами композитора ("Река Кэрлью", "Пещное действо", "Блудный сын"). В 1990-е Ковнацкую захватила другая тема: Шостакович. Её находки (это она обнаружила дотоле неизвестное сочинение Шостаковича — "Финскую сюиту"), статьи, составленные ею научные сборники (в 2000 один из них — "Д. Д. Шостакович: Между мгновением и вечностью" — получил звание "книги года") принесли ей славу крупнейшего отечественного эксперта и в этой области. Наследие Михаила Друскина — предмет постоянного внимания Людмилы Ковнацкой, редактора-составителя и автора двухтомника "Памяти Михаила Семёновича Друскина", 1000-страничного труда, изданного в 2009 году, и семитомного собрания сочинений самого Друскина. Уже вышли первые тома, включающие классические работы учёного ("Стравинский", "Клавирная музыка"). Доктор искусствоведения, профессор Людмила Ковнацкая работает в Ленинградской-Петербургской консерватории более 40 лет. Её лекции слушали столько оркестрантов, что из них можно составить десятки оркестров, а во главе их поставить десятки дирижёров (включая Валерия Гергиева). Из студентов балетного отделения можно создать труппу. В композиторский же список войдут несколько поколений композиторов — те, кто учился в консерватории с 1968 по 1994 год. И ещё Ковнацкая подготовила целый музыковедческий отряд; под её руководством написано более полусотни дипломов и диссертаций. Имя Людмилы Ковнацкой хорошо известно западным коллегам. Она — научный консультант по России и странам СНГ Британского энциклопедического Словаря The New Grove Dictionary of Music and Musicians; она была первым и до сих пор единственным российским членом Директории Международного музыковедческого общества (IMS). |
|||