Сибирская галерея

 

 

Графика Насти Юстус

Живопись Игоря Крестьянникова

Графика Наташи Утешевой

Живопись Юрия Юдина

Живопись Яна Боме

Живопись Михаила Гардубея

Графика Дмитрия Бобонича

Алексей Зундэ

"Тюмень сквозь глубину веков"

Живопись Натальи Утешевой

 

 

Большому театру вернут уникальную акустику

14 января 2011 года в Большом театре России закончены работы по восстановлению панелей из резонансной ели — главной составляющей акустики Зрительного зала Большого театра, сообщил официальный представитель генподрядчика директор Департамента по связям с общественностью Инвестиционной группы "Сумма Капитал" Михаил Сидоров.

"В ХХ веке из-за многочисленных переделок в Зрительном зале легендарная акустика во многом была утрачена, и её восстановление стало одной из главных задач реставраторов. Наши мастера тесно сотрудничают с ведущими специалистами в этой сфере. Для участия в этом проекте мы привлекли лидера в области архитектурной акустики театральных и концертных залов — компанию "Мюллер ББМ", а исследования и акустические замеры проводились учёными ведущих российских научных институтов", — отметил М. Сидоров.

Представитель генерального подрядчика подчеркнул, что за прошедшие сто пятьдесят лет большая часть акустических панелей пришла в негодность. При обследовании Зрительного зала в мае 2009 года была установлена утрата значительной части деталей из резонансной ели. Некоторые элементы акустических панелей были заменены в советское время на тонкую фанеру.

С момента открытия в 1856 году акустика Большого театра была напрямую связана с деревянными конструкциями и отделкой зала панелями из резонансной ели. По замыслу архитектора Альберта Кавоса, возводившего здание театра после пожара 1853 года, Зрительный зал был построен по принципу музыкального инструмента: деревянные полы, деревянные панели стен, деревянные перекрытия. Ради улучшения резонанса архитектор даже внёс коррективы в инструкцию, согласно которой должны были проводиться все работы по созданию театров. Вместо того чтобы сделать, согласно этой инструкции, потолок из железа, Кавос выбрал дерево с целью избежать чрезмерного резонанса, свойственного металлу. Оригинальная конструкция плафона-деки выполненная из прямоугольных деревянных щитов, и облицовка деревом каменных стен способствовала значительному улучшению акустики Зрительного зала. Помещение стало напоминать громадный инструмент, выполненный по всем правилам музыкальной науки.

"Для отделки зрительного пространства была выбрана резонансная ель. Из такой древесины создаются инструменты для музыкантов. По нежности и тембровой окраске звучания этому природному материалу пока не найдено ни одного достойного заменителя, и вряд ли это будет сделано в обозримом будущем", — уточнил официальный представитель генподрядчика.

Акустические панели образуют "эффект звучания помещения" за счёт усиления тембровой окраски издаваемого со сцены звука с одновременным "эхопоглощением". Именно эти процессы благодаря особым физико-акустическим свойствам резонансной древесины формируют необходимые условия для лучшего восприятия звучания певческих голосов и музыкальных инструментов без искажения в весьма широком диапазоне частот и амплитуд.

Для восстановления недостающих элементов использовалась древесина, идентичная той, которую выбирали для создания панелей в XIX веке. Сложность в отборе материала заключалась в том, что дерево с подобными свойствами формируется лишь в определённых условиях у некоторых генетически обусловлённых деревьев. Запасы этого природного материала сокращаются в лесах не только России, но и всего мира.

Реставраторам удалось создать новые акустические панели, полностью идентичные историческим. Это подтвердили сравнительные исследования, проведённые специалистами лаборатории архитектурной акустики и акустических материалов Научно-исследовательского института строительной техники Российской Академии Архитектуры и строительных наук, кафедры древесиноведения Московского государственного университета леса. Эксперты высоко оценили акустические свойства выбранного для реконструкции и реставрации материала, в том числе его способность дать поддержку основным чистым тонам в диапазоне низких частот и обеспечить необходимое богатство тембра музыкальных звучаний.

"Сейчас делается всё возможное, чтобы современные ценители музыки смогли насладиться посещением Большого театра. Именно поэтому работа реставраторов и акустиков тесно переплетена. В октябре этого года, когда двери театра откроются, зрители смогут оценить проделанную работу. Но уже сейчас видно, как меняется облик Зрительного зала, приобретая свои изначальные свойства и красоту", — подчеркнул М. Сидоров.

 
 

Hosted by uCoz