Сибирская галерея

 

 

Графика Насти Юстус

Живопись Игоря Крестьянникова

Графика Наташи Утешевой

Живопись Юрия Юдина

Живопись Яна Боме

Живопись Михаила Гардубея

Графика Дмитрия Бобонича

Алексей Зундэ

"Тюмень сквозь глубину веков"

Живопись Натальи Утешевой

 

 

"Эрмитаж-Квартет" исполнит "Времена Года" Вивальди

21 ноября 2009 года, в субботу в Смольном соборе состоится концерт, в котором объединились музыка и живопись: популярнейший цикл из четырёх концертов Антонио Вивальди "Времена Года" прозвучит в исполнении ансамбля "Эрмитаж-Квартет", а главный режиссёр Смольного собора Виталий Гордиенко представит видеоряд из картин знаменитых художников П. Брейгеля и А. Ватто. В прошлом сезоне эта необычная программа прошла в зале Смольного собора с большим успехом и вызвала несомненный интерес у публики.

Антонио Вивальди — выдающийся представитель итальянской культуры XVII и первой половины XVIII веков, один из самых своеобразных музыкантов эпохи барокко. Чрезвычайно деятельная натура, Вивальди — композитор, скрипач-виртуоз, дирижёр, педагог — поражал современников разносторонностью своих интересов. Композитор творил с феноменальной быстротой и любил повторять, что сможет сочинить концерт со всеми его партиями быстрее, чем переписчик сумеет его переписать… Музыкальное наследие Вивальди огромно — 39 опер, 23 симфонии, 23 светских кантаты, 43 арии, 73 сонаты. Однако главная заслуга итальянского мастера — в развитии и обновлении жанра инструментального концерта. От старинной формы концерта для оркестра с группой солирующих инструментов (concerto grosso) Вивальди пришёл к созданию новой формы — концерта для сольного инструмента с оркестром.

Большую часть жизни Вивальди прожил в Венеции. В течение 36 лет он преподавал в женской консерватории (консерваториями тогда называли сиротские приюты) Ospitale della Pieta, где руководил оркестром, играя в нём сольную партию скрипки. Именно для этого женского оркестра, прославившегося высоким уровнем исполнения, Вивальди написал почти все свои концерты (общее число их достигает 500).

Цикл "Времена года" объединяет 4 концерта для скрипки и струнного оркестра под названиями "Весна", "Лето", "Осень", "Зима". Каждому концерту предпослана литературная программа — небольшое стихотворение в форме сонета. Имя автора сонетов в изданиях "Времён года" не указано; предполагают, что автором был сам Вивальди.

В музыке цикла композитор стремился, прежде всего, выразить своё лирическое восприятие окружающего мира. Настроения, вызываемые созерцанием картин природы и сельского быта, воплощены в ярких мелодических образах. Моменты звуковой изобразительности, непосредственно иллюстрирующие текст, занимают в цикле подчинённое место. Композитор мастерски сочетает развитие музыкального материала, обусловленное программой, с трёхчастной формой концерта. В использовании виртуозных, динамических, тембровых возможностей оркестра и солирующей скрипки, в смелых, порой "современно" звучащих гармониях сказывается присущая Вивальди неистощимая изобретательность и богатство творческой фантазии.

"Времена года" Вивальди — один из своеобразнейших памятников великой эпохи в истории музыкального искусства. В этой свежей, колоритной, жизнерадостной музыке гениально предвосхищены принципы программного симфонизма, которые сто лет спустя воплотились в "Пасторальной симфонии" Бетховена и в произведениях композиторов-романтиков.

 
 

Hosted by uCoz