Сибирская галерея

 

 

Графика Насти Юстус

Живопись Игоря Крестьянникова

Графика Наташи Утешевой

Живопись Юрия Юдина

Живопись Яна Боме

Живопись Михаила Гардубея

Графика Дмитрия Бобонича

Алексей Зундэ

"Тюмень сквозь глубину веков"

Живопись Натальи Утешевой

 

 

В Москве пройдёт фестиваль и конференция, посвящённая мировой культуре

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Научно-исследовательский центр "Наследие", Государственный институт искусствознания, Государственный дом-музей П.И. Чайковского, Государственный академический Большой театр России, Научно-исследовательский центр "Наследие", Музей имени Н.Г. Рубинштейна, Архив Московской консерватории представляют совместный проект — Международный музыкальный фестиваль и II научная конференция "Наследие: русская музыка "Мировая культура. XVIII-XIX век".

Концерты фестиваля и заседания конференции пройдут с 20 по 23 октября 2009 года в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Государственном институте искусствознания и Государственном доме-музее П.И. Чайковского (г. Клин)

Основная задача проекта — привлечение научной и творческой общественности к неисчерпаемым богатствам русской музыкальной культуры, обмен опытом в открытии забытых произведений и фактов, значительно меняющих взгляд на исторические процессы. На конференцию приглашены свыше 50 участников из России и зарубежья, среди которых ведущие исследователи в области русской музыкальной истории, музыковеды, представляющие современные взгляды на развитие отечественного исторического музыкознания. Творческие интересы учёных связаны с изучением документальных и нотных архивных материалов XVIII-XIX столетий, а научная позиция основана на открытии новых исторических материалов и направлена на восстановление утраченных страниц русской музыкальной культуры. Концертный репертуар фестиваля составлен благодаря стараниям участников проекта. Большинство сочинений, вошедших в программы концертов, прозвучат впервые в XXI веке. Музыкальный мир фестиваля — это практические "иллюстрации" к докладам конференции, ведущие слушателя к неизведанным страницам русской музыки XVIII-XIX веков.

Открытие фестиваля и конференции состоится 20 октября 2009 года в 11.00 в Конференц-зале Московской консерватории. В рамках конференции запланированы презентация новых изданий, а также экскурсии по экспозициям Музея имени Н.Г. Рубинштейна в Консерватории и Государственного дома-музея П.И. Чайковского. 22 октября заседания конференции и один из концертов фестиваля состоятся в городе Клину.

Программа фестиваля

20 октября, вторник
11.00 — в Конференц-зале Московской консерватории состоится открытие конференции. Заседание ведёт доктор искусствоведения, профессор Е.Г. Сорокина.
— Приветственное слово Ректора Московской консерватории, профессора А.С. Соколова.
— Приветственное слово Председателя оргкомитета конференции, проректора Московской консерватории по научной и творческой работе, профессора К.В. Зенкина.
— Презентация новых изданий Государственного института искусствознания, Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Национальной музыкальной академии Украины (Киев), Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки, Академии театрального искусства (Санкт-Петербург), Государственного Дома-музея П.И. Чайковского, Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
— Индивидуальные научные проекты

13.30-15.00 — перерыв

15.00 — Заседание ведёт доктор искусствоведения, профессор К.В. Зенкин. Русское Оперное Наследие.

19.00 — в Рахманиновском зале Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт "Музыкальные приношения".
Исполнители:
— победители Международных конкурсов Van Wasseraer Concurs (Нидерланды, 2000) и Premio Bonorti (Италия, 2000) солисты оркестра Pratum Integrum ансамбль "A La Russe" (исполнение на исторических инструментах).
— Ольга МАРТЫНОВА (молоточковое фортепиано)
— Дмитрий СИНЬКОВСКИЙ (скрипка)
— Павел СЕРБИН (виолончель)
В программе:
I отделение
— А.ЭБЕРЛЬ — Вариации на русскую тему для пианофорте и виолончели концертант
(1760-1807). ор. 17 (ок.1800) (Посвящено Графу П. Зубову)
— И.ПРАЧ — Большая соната ля-минор для пианофорте и виолончели концертант
(1750-1818) ля-минор ор. 6 (1800) (Посвящено Е. Салтыковой)

II отделение
— И.В. ГЕССЛЕР — Соната до мажор для пианофорте с аккомпанементом скрипки и
виолончели (1747-1822) ор. 15 № 1 (изд. 1802). (Посвящено
императрице Елизавете Алексеевне)
— И.ХАНДОШКИН — Соната соль-минор для скрипки без сопровождения ор. 3 № 1 (изд.1807) (1742-1804).

Наряду с русскими музыкантами и композиторами в России работали сотни европейцев, нашедшие здесь почёт, уважение и нередко — баснословные гонорары. Некоторые из них, как Прач или Гесслер, ассимилировались и могут смело считаться представителями русской культуры. В рамках концерта объединены наиболее заметные сочинения композиторов XVIII века. У многих произведений непростая судьба — первоисточники либо считались долгое время утраченными или вообще не исследованы и неизвестны.

21 октября, среда
10.00 — "Русское Оперное Наследие из истории Московской Консерватории". Музей им. Н.Г. Рубинштейна. Заседание будет вести доктор искусствоведения, профессор З.М. Гусейнова.

10.00 — "Русская композиторская школа XIX века. Страницы наследия". Конференц-зал Московской консерватории. Заседание ведёт доктор искусствоведения, профессор М.Н. Щербакова.

12.20 — Экскурсия по экспозиции Музея Н.Г. Рубинштейна

15.00 — "Музыкальная Культура и быт в России". Концертный зал Государственного института искусствознания. Заседание ведёт доктор искусствоведения М.П. Рахманова.

18.00 — концерт "Наследие: забытые страницы". Вход свободный.

Исполнители:
— Концертный хор Московского педагогического государственного университета под управлением Александра СОЛОВЬЁВА
— Фёдор ТАРАСОВ (бас)
— Екатерина НАЗАРОВА (скрипка)
— Павел СОЛДАТИКОВ (скрипка)
— Анна ЗАРУБИНА (виолончель)
— Алексей СКАНАВИ (фортепиано)
— Анна ТРУШКОВА (фортепиано)
— Любовь ГРОМОГЛАСОВА (фортепиано)
— Анастасия ГРОМОГЛАСОВА (фортепиано)
В программе:
I отделение
— ЛЯПУНОВ — Концерт для скрипки с оркестром ор. 61 (переложение для скрипки с фортепиано)
— БАЛАКИРЕВ — "Исламей"
— ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ — Романс "Как ночь тиха"
— БОРОДИН — "Разлюбила красна девица"
— БАЛАКИРЕВ — "Заря"
— ВЕБЕР — "Perpetuum mobile" (финал Сонаты №1 для фортепиано)
— А.РУБИНШТЕЙН — "Иван Грозный". Музыкально-характеристическая картина для оркестра. (Транскрипция для фортепиано в 4 руки П.И. Чайковского)

II отделение
— ФОМИН — Херувимская песнь. Реконструкция Е.М. Левашёва. Мировая премьера.
— БОРТНЯНСКИЙ — Концерт для хора "Услыши, Господи, услыши мой глас, когда к Тебе взываю". Реконструкция А.В. Лебедевой-Емелиной. Мировая премьера.
- Концерт для хора "Да воскреснет Бог". Мировая премьера.
— ЛЯПУНОВ — Пять квартетов на народные темы для мужских голосов без сопровождения
соч. 48 № 1. "О птицах"
- Пять квартетов на народные темы для мужских голосов без сопровождения
соч. 47 № 2. "Протяжная", № 5. "Малорусская".
— НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР — Застольная песня. Реконструкция А.В. Лебедевой-Емелиной. Мировая премьера (текст Г. Державина).

Хоровые концерты Дмитрия Сергеевича БОРТНЯНСКОГО составляют "золотой фонд" духовной музыки доглинкинского периода. Композитор их писал на протяжении многих лет своей работы в Капелле. 35 концертов для одного хора и 10 для двойного хора были изданы в начале XIX столетия по инициативе самого Бортнянского. С тех пор данное число произведений этого жанра не подвергалось сомнению, тем более что автографы духовных сочинений той эпохи ныне утеряны. Сегодня известное количество церковных концертов Бортнянского можно пополнить ещё несколькими, лучшие из которых "Услыши, Господи глас мой", "Да воскреснет Бог".

Евстигней Ипатьевич ФОМИН вошёл в историю русской музыки как создатель замечательных комических опер, многие из них были написаны на либретто самой императрицы Екатерины II. Образование он получил, как и В.А. Моцарт, в Болонской академии у знаменитого падре Дж. Мартини, представив комиссии в качестве экзаменационной работы мотет для четырёхголосного хора. Мало кому известно, что в дальнейшем композитор ещё несколько раз обращался к хоровому жанру, сочинив несколько духовных концертов и "Херувимскую песнь".

Застольная песня "Что мне нужды в свете сём" на слова Гавриила Романовича ДЕРЖАВИНА интересна не только как образец застольной музыки во времена Екатерины II. Это произведение и поныне не известно литературоведам, не значится ни в одном Собрании сочинений поэта. Найденная в архиве рукопись позволила не только воссоздать манеру исполнения подобной музыки (непременно мужским хором, иногда в виде запева и припева), но дала возможность реконструировать неизвестное стихотворение поэта.

Популярный в XVI-XVIII веках в музыке жанр транскрипции (переложение, обработка, аранжировка) в XIX веке получил новую жизнь в форме фортепианной транскрипции: перекладывая на фортепиано произведения для оркестра, для органа или других инструментов, композиторы стремились выявить громадные возможности рояля как "короля инструментов". Опыт такой транскрипции есть в творческом наследии Петра Ильича ЧАЙКОВСКОГО. В начале 1870-х годов он сделал обработку финала Большой сонаты для фортепиано № 1 К. М. фон Вебера (op. 24), знаменитого рондо "Perpetuum mobile". В ней партия правой руки оригинала перенесена в партию левой руки (на две октавы вниз), а для правой написана новая оригинальная партия. П.И. Чайковскому принадлежат также несколько четырёхручных переложений собственных оркестровых произведений и сочинений других композиторов. В XIX веке существовала традиция сопровождать такими переложениями издание и распространение оркестровой партитуры. И именно просьбы издателей стали поводом к появлению этих работ П.И. Чайковского. В 1869 году композитор сделал переложение музыкально-характеристической картины А.Г. Рубинштейна "Иван Грозный".

Михаил Михайлович ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ и Сергей Михайлович ЛЯПУНОВ были композиторами-ровесниками — в этом году у обоих отмечается 150-летие со дня рождения. М.М. Ипполитов-Иванов является автором большого количества произведений: нескольких опер ("Руфь", "Азра", "Ася", "Измена", "Оле из Норланда"), оркестровой музыки (симфония, сюиты, поэмы, увертюры), камерно-инструментальных ансамблей для различного состава инструментов. Занимался записями и обработками народных песен (грузинским фольклором, в частности). Его перу принадлежит большое количество хоров, романсов и вокальных дуэтов. Романс "Как ночь тиха" уже практически при жизни композитора стал считаться "старинным русским романсом на музыку Ипполитова-Иванова". Он полностью вписывается в антологию классического русского романса XIX века.

С.М. Ляпунов был более склонен к непрограммной музыке: основное место в творчестве занимают сочинения оркестровые (две симфонии, симфонические поэмы), фортепианные (два концерта и Рапсодия на украинские темы, множество пьес разных жанров — прелюдии, вальсы, мазурки, вариации, этюды и т.д.). Как и его старшие современники-кучкисты, Ляпунов создал немало романсов, ряд духовных хоров. Будучи членом Русского географического общества, композитор в 1893 г. ездил с фольклористом Ф.М. Истоминым в поездку по Вологодской, Вятской и Костромской губерниям с целью записи музыкального фольклора. В итоге этой поездки он совместно с Истоминым опубликовал сборник "Песни русского народа" (1899).

Концерт для скрипки с оркестром d-moll был создан Ляпуновым незадолго до отъезда из России (1915). Этому произведению выпала несчастливая судьба — для русской публики он по-прежнему является совершенно незнакомым сочинением, очень редко звучащим со сцены. Стиль концерта несколько анахроничен, но отличается большой чистотой и благородством.

Обработки русских народных песен для мужского хора (ор. 47 и 48) были написаны С.М. Ляпуновым специально для вокального квартета Н.Н. Кедрова в 1912 году. Кедрову же была посвящена знаменитая "Былина о царе Иване Васильевиче Грозном", известная многим по репертуару Ф.И. Шаляпина. Созданный в 1897 году вокальный коллектив Кедрова (в составе квартета — Н.Н. Кедров, его брат К.Н. Кедров, Н.М. Сафонов и М.М. Чупрынников), к 1910-м годам уже имел большую известность, исполнители много гастролировали по России и за границей, несколько раз в концертах квартета Кедрова принимал участие Ф.И. Шаляпин. Отдельные песни из ор. 47 и 48 имеют посвящения солистам кедровского квартета.

22 октября, четверг

08.00 — Отъезд автобуса от Московской консерватории в Государственный дом-музей П.И. Чайковского, г. Клин.

11.00 — "Русская композиторская школа XIX века. Страницы наследия". Заседание ведут Директор Государственного Дома-музея П.И. Чайковского Г.И. Белонович и доктор искусствоведения П.Е. Вайдман.

15.00 — Экскурсия по экспозиции дома-музея.

18.00 — Концерт "Музыкальная сокровищница". Концертный зал Государственного дома-музея П.И. Чайковского, г. Клин. Вход свободный.
На концерте прозвучат неизвестные сочинения конца XVIII — начала XIX века из собрания Государственного академического Большого театра России.
Исполнители:
— Московский камерный оркестр Musica Viva. Художественный руководитель и дирижёр — Александр РУДИН.
— Оксана ГОРЧАКОВСКАЯ (колоратурное сопрано)
— Ольга СЕЛИВЁРСТОВА
— Людмила БОТАЛОВА (сопрано)

В программе:
А. Гурьянов, К. Кавос, М. Карафа ди Колобрано, Д. Кашин, О. Козловский, Н. Кубишта, А. Ленгард, Ф. Лефевр, Дж.Паизиелло, Дж.Сарти, Эрколани, музыка неизвестных авторов (мировые премьеры).

Программа концерта состоит из произведений конца XVIII — первой половины XIX века, рукописи которых сохранились в библиотеке Большого театра. Эти сочинения — оперы и балеты, концертные песни и арии для голоса с оркестром — превосходно характеризуют ту театральную и "звуковую" атмосферу, в которой рождалась русская профессиональная музыка и шедевры М.И. Глинки. Они создавались усилиями самых разных по масштабу дарования, национальному происхождению, прижизненной и посмертной популярности композиторов, которых объединяла придворная служба, Императорские театры. Там, как правило, в рамках должностных обязанностей возникали и, если повезёт, продолжали жить сочинения Джиованни Паизиелло, Джузеппе Сарти, Катерино Кавоса, Эрколани, Николая Кубишты, И.А. Ленгарда, Осипа Козловского, Данилы Кашина, Александра Гурьянова, Франсуа Лефевра, Микеле Карафа ди Колобрано и анонимных аранжировщиков.

23 октября, пятница

10.00 — "Диалог России и Запада". Конференц-зал Московской консерватории. Заседание ведёт кандидат искусствоведения, доцент Д.Р. Петров

15.00 — "Диалог России и Запада". Государственный институт искусствознания. Заседание ведёт доктор искусствоведения С.К. Лащенко.

18.00 — концерт "Россия-Запад". Концертный зал Государственного института искусствознания. Вход свободный.

Исполнители:
— Фортепианный дуэт Жанна АНТОНЯН и Светлана РЯБОВА
— Дуэт им. Эрнста Блоха (Бельгия): Любовь БАРСКАЯ (фортепиано), Игаль БРАСЛАВСКИЙ (альт)
— Фортепианный квартет (Бельгия): Игаль БРАСЛАВСКИЙ (альт), Корнелия ГУДЕА (скрипка), Александра СОМОВА (виолончель), Любовь БАРСКАЯ (фортепиано).
В программе:
А. Бородин, Д. Веневитинов, М. Глинка, А. Дюбюк, В. Ребиков, Л. Теппер де Фергюсон, Н. Титов, П. Чайковский.

Культура ансамблевого фортепианного музицирования в России имеет не столь богатую историю, как в Европе. Тем не менее, в начале XIX столетия на прилавках книжных магазинов крупных городов было достаточно музыкальных изданий для ансамблевого исполнения. Важную роль в развитии жанра фортепианного дуэта в России сыграли иностранные музыканты: Дж. Филд, И.-В. Гесслер, И.-Г.-В. Пальшау, К. Майер, Л.В. Теппер де Фергюсон.

Людвиг Вильгельм ТЕППЕР ДЕ ФЕРГЮСОН (ок. 1775 — не ранее 1823) — был известным в своё время пианистом и композитором. Он прибыл в Санкт-Петербург из Варшавы, устроился учителем музыки и хорового пения в Царскосельском лицее. Его перу принадлежит опера "Тиль Уленшпигель" и множество произведений для фортепиано — сонаты, вариации, фантазии. Его творчество, и в частности, фортепианная соната ор.18 ре мажор для четырёхручного исполнения вызывает особый интерес ещё и потому, что оно связано с именем А.С. Пушкина. Вильгельм Петрович (так звали в России композитора) к историческому выпуску Лицея 1817 года написал "Прощальную песню" на слова А. Дельвига, исполненную 9 июня хором лицеистов, в числе которых был Пушкин. Эта Песня, известная впоследствии как лицейский гимн, "потом не раз звучала на встречах выпускников лицея. По воскресеньям в доме Вильгельма Петровича устраивались литературные вечера — беседы, где первенствовал Пушкин. Звучала музыка, в том числе и сочинения Фергюсона. Возможно, что играли его четырёхручную сонату".

Соната ор.18 ре мажор, напечатанная в Петербурге Ф. Диттмаром, посвящена супруге великого князя Константина Павловича Анне Фёдоровне, которой композитор давал уроки фортепианной игры.

Николай Алексеевич ТИТОВ (1800-1875), известный в отечественной истории музыки как "дедушка русского романса", создал немало и танцевальной музыки. Он был современником М.И. Глинки, и тоже увлекался модными и "новейшими" для того времени танцами. Среди сюиты танцев придворных балов в Петербурге именно в 1820-е -1830-е годы утверждается кадриль. Правда, чаще всего она была мало похожа на исконную русскую простонародную пляску. Композиторы ориентировалась на французский или английский (лансье) образцы. Примером облагороженного танца, предназначенного для салонного музицирования, служит кадриль Н. Титова "Прощание".

В ту пору фортепианную музыку для четырёхручного исполнения создавали как музыканты-профессионалы, так и дилетанты-любители. В большинстве случаев сочинения предназначались для домашнего музицирования или выступления в великосветских салонах. Всем известны два вальса А.С. Грибоедова, но мало кто знаком с танцевальной музыкой другого поэта пушкинского времени — Дмитрия Владимировича ВЕНЕВИТИНОВА. О моде, возникшей на краковяк и его быстром распространении в придворном быту, свидетельствует тот факт, что этот танец присутствует в опере Глинки "Жизнь за царя". Д.В. Веневитинов, скончавшийся на 22-ом году жизни, был не только талантливым поэтом, но и страстным музыкантом: он получил хорошее музыкальное образование, имел необходимые теоретические знания, позволившие ему пробовать силы в композиции. Некоторые современники считали его блестящим исполнителем. Его учителем был пианист И. Геништа.

Михаил Иванович ГЛИНКА (1804-1857) брал уроки игры на фортепиано у самых известных педагогов своего времени — Дж. Филда и К. Майера. В 1820-х гг. Глинка стал популярен в музыкальных кругах не только как певец, обладатель красивейшего голоса и автор замечательных романсов, но и как пианист, с лёгкостью сочинявший вариации на модные оперные темы. К этому же времени относятся его первые сочинения для фортепиано: различные вариации на итальянские темы, галопы, польки, мазурки. К подобным образцам салонной музыки принадлежат "Две кавалерийские рыси", написанные в духе галопа.

Александр Иванович ДЮБЮК (1812-1897) был сыном маркиза-эмигранта Жана Шарля Луи дю Бюка де Бримо, бежавшего из революционной Франции и осевшего в начале XIX века в России. Он родился в печальный для Европы 1812 год, и по новейшим исследовательским изысканиям, приходился родственником Наполеону I: знаменитый полководец был женат на двоюродной тётке Дюбюка.

Фортепианной игре Дюбюк обучался у Дж.Филда, причём, Филд занимался с ним бесплатно по собственной инициативе. Дюбюк стал одним из лучших его учеников, воплотив заветы учителя в своей педагогической практике. При основании Московской консерватории Дюбюк был приглашён Н.Г. Рубинштейном в число её преподавателей и вёл один из фортепианных классов (1866-1872), также он давал частные уроки. Среди его учеников были Милий Балакирев, Николай Зверев, Герман Ларош, Николай Кашкин, Матвей Пресман.

Дюбюку принадлежит значительное количество фортепианных пьес и этюдов, хотя ныне слушателю он известен, скорее, как автор романсов и песен. Композитор написал теоретическое пособие "Техника фортепианной игры" (1866), а его фортепианные пьесы и ныне интересны не только с исторической точки зрения. Считается, что Дюбюк внёс в русский пианизм характерные особенности филдовского исполнительского стиля: классическую уравновешенность, идеальную выровненность звучания и связанные с ней приёмы "жемчужной игры", a также салонную элегантность, нежную мечтательность, близкую сентиментализму. Пьесы "Блины-полька", "Гувернантка-немка. Вальс", "Русская пляска" входят в сборник "Детский музыкальный цветник".

Композиторы "Могучей кучки" — Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин — также писали фортепианную музыку для четырёхручного исполнения. Одно из самых популярных произведений молодого "кучкизма" — "Полька Helene" Александра Порфирьевича БОРОДИНА. Полька ре минор, сочинённая в 9-летнем возрасте, по-видимому, была первым творческим опытом юного композитора. Историю польки и одновременно историю "первой любви" Бородина рассказывала впоследствии его жена Екатерина Сергеевна Бородина (Протопопова) в своих записках: "Влюбился Саша в первый раз в девять лет. Предметом его страсти оказалась взрослая особа. Звали её Елена. Это была Елена высокая и толстая! Маленькому, тщедушному Саше приходилось, танцуя с нею, обнимать её колени, дальше роста его не хватило. Но как ревновал он её, когда она танцевала с другими! В честь её он тогда же сочинил польку "Helene"".

Баркарола Ор. 50 (из "Шести характеристических картин") Антона Григорьевича РУБИНШТЕЙНА, по мнению Е.Г. Сорокиной, "позволяет ощутить замечательные качества дарования Рубинштейна — поэтичность, искренность, и непосредственность лирики, отсутствие какой бы то ни было эмоциональной преувеличенности или сентиментальности и, конечно, несравненную пианистичность". Вместе с тем, в ней ощущается также рубинштейновский пианизм — с внутренней опорой на европейских романтиков.

Когда юный композитор и пианист Владимир Иванович РЕБИКОВ представил в 1885 году экзаменационной комиссии Московской консерватории (во главе с С.И. Танеевым) "модернистские диссонансные сочинения", то экстравагантные опусы юного дарования не были поняты комиссией, а их автор не был принят в Консерваторию. Поэтому по окончании филологического факультета Московского университета Ребиков отправился получать музыкальное образование за границей — в Европе (Берлин, Вена). Его композиторское наследие достаточно разнообразно: это оперы ("В грозу", "Ёлка", "Дворянское гнездо"), музыкально-психологические драмы ("Теа", "Нарцисс", "Альфа и Омега"), сюиты для оркестра, пьесы для фортепиано, вокальные инсценировки ("Басни Крылова в лицах"), ритмодекламации, меломимики, романсы, песни, хоры. Несмотря на приверженность к экспериментам, Ребиков сочинял даже церковную музыку (например, Литургию Св. Иоанна Златоуста, Всенощное бдение).

Музыкальный стиль Ребикова значительно отличался от установившихся норм композиции, его эксперименты в области музыкального языка нередко встречали непонимание со стороны современников. Ребиков был одним из пионеров создания нового стиля, часто применяя в своих сочинениях созвучия квартовой структуры и другие необычные для того времени приёмы. Как пианист, Ребиков успешно концертировал в Вене, Праге, Париже, во многих городах России (1901-1909), исполняя в том числе и собственные сочинения. Сам композитор считал, что "Музыка — язык чувств", а "чувства же наши не имеют заранее установленных форм и окончаний; соответственно этому должна передавать их и музыка". Возможно, поэтому в произведениях Ребикова столь часто встречается новое отношение к форме, в том числе окончание пьес на диссонирующих гармониях.

 
 

Hosted by uCoz