Сибирская галерея |
|||
В Петербурге прошла творческая встреча с французскими солистамиС 14 по 24 декабря 2010 года в северной столице проходит ХI Международный Зимний фестиваль "Площадь искусств". Году Франции в России посвящается. Художественный руководитель — Юрий Темирканов. 18 декабря в кафе "Шоколад" (информационно-кассовый центр филармонии) состоялась творческая встреча с исполнителями оперы Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда": дирижёром Александром Дмитриевым и французскими солистами Карен ВУРШ, Дени КОМБ-ШАСТЕЛЬ и Франсуа Ле РУ. В понедельник, 20 декабря в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии в концертном исполнении прозвучала единственная опера французского композитора Клода Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда". В принимают участие: Карен ВУРШ (сопрано, Франция), Дени КОМБ-ШАСТЕЛЬ (баритон, Франция), Франсуа Ле РУ (баритон, Франция), Олеся ПЕТРОВА (меццо-сопрано), Николай КАМЕНСКИЙ (бас), Владимир ЦЕЛЕБРОВСКИЙ (бас). Академическим Симфоническим Оркестром филармонии дирижирует Александр ДМИТРИЕВ. В нашей современной музыке "Пеллеас и Мелизанда" — один из полюсов нашего искусства; "Кармен" — его другой полюс. Последняя вся во внешнем, вся жизнь, вся свет, без тени и недосказанности. "Пеллеас" — потонувший в сумерках, весь окутанный молчанием. (…) Равновесие этих двух Франций и составляет французский дух. Ромен Роллан (1907) Дату премьеры "Пеллеаса и Мелизанды" — 30 апреля 1902 — спустя годы назовут "днём рождения современной музыки". Тогда же в зале парижской "Опера Комик" царила растерянность, одна часть публики была возмущена, другая — очарована. Но все присутствующие почувствовали, что творение не слишком известного 40-летнего композитора принципиально отличается от своих собратьев по жанру. В своей единственной законченной опере Дебюсси явил тот идеал, который был им сформулирован в критических статьях. Немецкой "претензии на глубину, тяжеловесным длиннотам, потребности, стуча кулаками, подчёркивать смысл происходящего" он противопоставил лаконизм, недоговорённость, отсутствие ложной аффектации, то есть правдивость и человечность чувств. Веристской мелодраматической сентиментальности, аппелирующей зачастую к посредственным вкусам, — одухотворённость тайны, окутывающей героев символистской драмы Метерлинка. В 1891 году Дебюсси присутствовал на премьере этой драмы в кузнице символизма — знаменитом Theatre de l Cuvre и сразу же решил взяться за создание оперы. Подобная стремительность удивительна для вечно сомневающегося композитора, но он наконец-то нашёл сюжет, которого давно жаждал. "12 лет Пеллеас и Мелизанда были спутниками каждого дня моей жизни", — признаётся он после премьеры. Дебюсси озвучил драму Метерлинка почти дословно (исключив лишь три второстепенные сцены). Музыка словно раскрыла скобки и многоточия текста, взяв на себя недоступное слову — порывы свежего ветра, рокот моря, сумрак леса, неотвратимость рока, нависшего над всеми героями. И стала молчанием там, где слово должно быть произнесено в полной тишине. Современник признавался, что "композитор до такой степени слился со словом, что в настоящее время никто из французов не может вспомнить ни одной страницы драмы без того, чтобы в нём не запела музыка Дебюсси". |
|||