Сибирская галерея |
|||
Театр Покровского покажет восстановленную оперу "Похождения повесы"17, 18 и 19 декабря 2010 года на сцене Московского Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского пройдут первые представления оперы Стравинского "Похождения повесы" в легендарной постановке основателя театра, реконструируемой после многолетнего перерыва. В вечер премьеры за пультом будет стоять Геннадий Рождественский. Оперный шедевр Игоря Стравинского, укоренившийся в России под именем "Похождения повесы" (более точный перевод оригинального названия The Rakes Progress — "Карьера распутника" — в пуританские советские времена легко мог бы надолго перекрыть путь на сценические подмостки), создан в середине 20-го столетия по мотивам одноимённой серии гравюр Уильяма Хогарта. В либретто, написанном знаменитым английским поэтом Уистаном Оденом и его постоянным сотрудником Честером Колменом, элементы авантюрного романа и средневекового моралите переплетаются с "фаустианскими" мотивами. Чего здесь только нет: любовь и предательство, сцены на аукционе, в публичном доме и на кладбище, бородатая женщина и дьявол, охотящийся за душой героя, кончающего в итоге свою жизнь в доме умалишённых… В "Похождениях повесы", завершающих так называемый "неоклассический" период в творчестве Стравинского, легко просматриваются "следы" Моцарта и итальянской оперы, но вместе с тем буквально в каждой ноте ощутимы почерк и стиль одного из самых парадоксальных композиторов двадцатого столетия. Многим современникам язык оперы казался несколько архаичным, но, как верно заметил по этому поводу сам Стравинский, "предполагаемый шаг назад в "Повесе" принимает радикально новаторский вид, если сравнить его с некоторыми устремленными в будущее операми последних лет"... Впервые поставленная в 1951 году в Венеции под управлением самого автора, опера обошла подмостки бесчисленного множества театров и фестивалей, и интерес к ней, похоже, с годами лишь возрастает. "Похождения" ставили крупнейшие режиссёры — от Ингмара Бергмана до Робера Лепажа. Свои версии этой оперы записали, помимо самого Стравинского, такие дирижёры, как Риккардо Шайи, Эса-Пекка Салонен, Сильвен Камбрелен, Сейджи Озава, Джон Элиот Гардинер, Кент Нагано. Высоко котируется на мировом рынке и единственная российская запись, сделанная в своё время солистами и оркестром Московского Камерного музыкального театра под управлением Анатолия Левина. В Камерном музыкальном театре — и вообще на русской сцене — опера Стравинского впервые была представлена в 1978 году. Русский текст сделан Наталией Рождественской специально для этой постановки, над которой вместе с Борисом Александровичем Покровским работал её сын, прославленный маэстро Геннадий Рождественский (в тот период — главный дирижёр Камерного музыкального театра). Сценографию к этой постановке создал Иосиф Сумбаташвили, сообщает пресс-служба. "Похождения повесы" — один из самых легендарных спектаклей Театра Покровского первого десятилетия его существования. Два других спектакля-легенды — "Нос" Д. Шостаковича и "Ростовское действо" Д. Ростовского — все эти годы не сходили со сцены. "Повеса" не шёл около двадцати лет. За это время в России появилась лишь одна постановка последней оперы Стравинского, осуществлённая Дмитрием Черняковым в Большом театре, где продержалась буквально пару сезонов. И сегодня Камерный музыкальный театр, в преддверии столетия со дня рождения Покровского предпринимающий смелую попытку реконструкции гениального спектакля Мастера, вновь оказывается единственным в России, в чьей афише есть эта опера. На родине композитора "Повеса" по-прежнему остаётся раритетом. Над реконструкцией спектакля работают ученик и соратник Покровского Григорий Спектор (участвовавший в 1978 году в его выпуске), художник Юлия Акс и главный дирижёр театра Владимир Агронский. В декабре к ним присоединится дирижёр-постановщик Геннадий Рождественский, под чьим управлением и пройдёт первое представление. |
|||