Сибирская галерея |
|||
"Маленькую торжественную мессу" Россини исполнят в зале Чайковского18 ноября 2010 года, в четверг в Концертном зале имени П.И. Чайковского Симфонический оркестр и хор Государственного академического Большого театра России представляет итальянского маэстро Даниэле Каллегари. В программе: РОССИНИ — Маленькая торжественная месса Солисты: Вероника Джиоева (сопрано), Светлана Шилова (меццо-сопрано), Сергей Романовский (тенор) и Дмитрий Белосельский (бас). "Она не мала и не торжественна, и не слишком месса".
"Музыка требует свежих мыслей, у меня же нет ничего, кроме упадка сил и водобоязни", — так в последние годы жизни объяснял Россини своё многолетнее творческое молчание. После оперы "Вильгельм Телль", написанной в 1829 г., когда маэстро было только 37 лет, он, казалось, перестал писать музыку. (Исключением, не считая нескольких музыкальных "безделиц", стала только кантата "Stabat mater"). Однако в конце 50-х гг. Россини снова начинает писать — в основном, это также были небольшие пьесы, "грехи старости" (по его выражению). Последним же "грехом" оказалось одно из самых необычных его сочинений — "Маленькая торжественная месса", оконченная в 1863 г. Ирония французского монарха понятна. Многие восприняли это сочинение лишь как прихоть престарелого маэстро. "Маленькая"? Но она длится полтора часа! "Торжественная"? Но в её исполнении участвуют только 12 певцов и три аккомпаниатора. "Месса"? Во-первых, в ней поют женщины (что запрещалось католической церковью), во-вторых, "нелитургичность" своей музыки подчеркнул и сам Россини, сделав в конце рукописи вот такую приписку, адресованную Всевышнему: "Боже, вот и закончена эта бедная маленькая месса. Написал ли я священную музыку (la musique sacree) или дьявольскую (la sacre musique)? Я был рождён для оперы-буффа, Ты это хорошо знаешь. Немного учёности, немного сердца, вот и всё, что в ней есть. Будь же благословен и уготовь мне рай". Тем не менее, истинные ценители музыки оказались на стороне композитора. 18 ноября исполнением "Маленькой торжественной мессы" оркестром и хором Большого театра будет дирижировать итальянский маэстро Даниэле Каллегари. Подобно великому Артуро Тосканини, он начинал оркестровым музыкантом. В течение двенадцати лет проработал в театре Ла Скала, играя под управлением крупнейших дирижёров современности. В настоящее время Каллегари сотрудничает с многочисленными оперными театрами Италии, а также дирижирует спектаклями в Вене, Берлине, Мюнхене, Дрездене, Париже, Барселоне, Амстердаме, Брюсселе, Нью-Йорке и Токио. Маэстро стремится избегать рутины: в его репертуаре видное место занимают как редкие сочинения прошлых эпох ("Синьор Брускино" Дж. Россини, "Корсар" и "Иерусалим" Дж. Верди, "Арлезианка" Ф. Чилеа, "Сибирь" У. Джордано, "Король Артур" Э. Шоссона и "Орлеанская дева" П. Чайковского), так и мировые премьеры опер ХХ века. Разнообразен и ораториально-симфонический репертуар дирижёра, сотрудничающего с такими коллективами, как оркестр Академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Итальянского радио в Турине, Пражский филармонический оркестр, Тонкюнстлер-оркестр в Вене, оркестр Филармонии в Роттердаме, Национальный оркестр Мадрида, оркестр Ла Моннэ в Брюсселе, Национальный оркестр Иль де Франс и Филармонический оркестр Токио. В исполнении мессы примут участие солисты Большого театра меццо-сопрано Светлана Шилова и недавно принятый в труппу бас Дмитрий Белосельский (лауреат II премии последнего конкурса Чайковского), а также приглашённая солистка сопрано Вероника Джиоева (многим она запомнилась по партии Мими в "Богеме" в постановке Большого) и солист театра "Новая опера" тенор Сергей Романовский, спевший партию Тибальда в концертном исполнении "Монтекки и Капулетти" Беллини в Москве в 2008 г. (с участием П. Чьофи и А. Бонитатибус). |
|||