Сибирская галерея |
|||
Абонемент Филармонии "Персона — композитор" посвятят Дашкевичу25 ноября 2010 года, в четверг в Камерном зале Московской филармонии состоится концерт абонемента №132 "Персона — композитор. Камерная музыка и музыка кино". Московская филармония продолжает серию концертов абонементов "Персона-композитор" (№ 131 и 132), инициированных главным редактором "Музыкального обозрения" Андреем Устиновым. На концертах абонементов слушателей ожидает встреча как с хорошо известной музыкой современных композиторов, так и знакомство с менее известными опусами, а также интервью с композиторами, задача которых — раскрыть творческий и личностный мир автора. 25 ноября в Камерном зале Московской филармонии состоится концерт в рамках абонемента № 132 "Персона — композитор. Камерная музыка и музыка кино". Персона вечера — композитор Владимир Дашкевич. Владимир Сергеевич ДАШКЕВИЧ первоначальное образование получил в Московском институте тонких химических технологий по специальности "Инженер-химик". Только по окончании вуза он, параллельно с работой, обучался музыке, посещая семинар самодеятельных композиторов. Занимался под руководством Николая Каретникова и Филиппа Гершковича. В своей краткой автобиографии композитор вспоминает о первых музыкальных наставниках: "Моим педагогом по композиции стал замечательный композитор Николай Каретников, автор симфоний, балета "Ванина Ванини", оперы "Тиль", музыки к кинофильмам "Мир входящему", "Скверный анекдот", и т. д. Как музыкант он был ярым сторонником додекафонии — системы Арнольда Шёнберга. Он приобщил меня к современной культуре. Каретников сразу и безоговорочно одобрил мои незрелые опусы, хотя как педагог был крайне строг. Вторая удача — преподавателем анализа музыкальных композиций в семинаре был Филипп Моисеевич Гершкович, легендарная личность. Едва ли мне потом встречался музыкант с таким грандиозным пониманием музыки. Он был учеником великого нововенского классика Албана Берга, автора знаменитых опер "Воццек" и "Лулу", и первым редактором его полного собрания сочинений. Это был фанатик нововенской школы, язвительный и парадоксальный музыкальный философ, ставший гуру нашего российского авангарда. Недаром у него брали уроки и Шнитке, и Губайдуллина, и Денисов. (…) Безусловно, Каретников и Гершкович если не сформировали моё мировоззрение — это было впереди — то сделали из меня музыканта". В 1965 г. Владимир Дашкевич окончил класс композиции Музыкально-педагогического института им. Гнесиных, где его педагогом был Арам Хачатурян. Дашкевич пишет: "Он (Хачатурян) был первый, кто сказал мне, что нельзя отказываться от работы в театре и кино, потому что она даёт контакт с живой аудиторией и позволяет экспериментировать с оркестром, позволяет учиться. Он призывал учиться писать там хорошую музыку. Неудивительно, что из его класса вышли и Микаэл Таривердиев, и Алексей Рыбников, и Марк Минков, и Андрей Эшпай. Арам Ильич безошибочно чувствовал живую интонацию и умел передавать это качество ученикам". Владимир Дашкевич — автор большого числа симфонических и камерных произведений: 9 симфоний (в том числе "Реквием" (4-я симфония) на стихи А. Ахматовой для солистки, хора и симфонического оркестра (1988) и "Сохрани мою речь" (5-я симфония) на стихи О. Мандельштама для солистки и камерного оркестра (1989), сонаты для виолончели и фортепиано (1983), двух Струнных квартетов (2000-2001), трёх вокальных циклов ("19 октября" на стихи Лермонтова, Тютчева, Цветаевой, Гумилёва. Бродского, Высоцкого, Кима, Пушкина, 2002; "Сатиры" на стихи Г.М. Энцесбергера, Ю. Кима, 2003; "Жил Александр Герцевич" на сл. Мандельштама). В жанре киномузыки (к игровому и анимационному кино) композитор работает с 1963 года. Дашкевич — автор музыки к более чем 70 игровым и 15 анимационным фильмам. Самые известные киноработы Дашкевича — музыка к фильмам "Бумбараш" (1971), "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Зимняя вишня" (1985), "Собачье сердце" (1988), и многие другие. Среди театральных работ: "Клоп" (1988, Театр третьего направления; опера); "Страсти по Бумбарашу" (1993, Театр под руководством О. Табакова); "О том, как Иван Чонкин самолёт сторожил" (1996, Норильский драматический театр); "Мы едем, едем, едем..." (1996, театр "Современник"). Владимир Дашкевич — обладатель ряда призов и наград в области киномузыки: премии журнала "Советский экран" за лучшую музыку к фильму "Зимняя вишня" (1986); Государственной премии СССР за музыку к фильму "Слуга" (1991); премии "Ника" за лучшую музыку к фильму ("Вор", 1997); приз "За вклад в киноискусство" кинофестиваля русских фильмов в Онфлере (1998); Двух призов имени Микаэла Таривердиева "За лучшую музыку к фильму" (фильмы "Му-му" и "Цирк сгорел, и клоуны разбежались") на фестивале "Кинотавр" в Сочи (1998); приза "За лучшую музыку" к фильму "Ниоткуда с любовью, или Весёлые похороны" на российском кинофестивале "Литература и кино" в Гатчине (2008). С 1991 г. Владимир Дашкевич является председателем Союза композиторов Москвы, с 1993 г. — председателем Международной ассоциации композиторских организаций. Заслуженный деятель искусств РФ (2002). |
|||