Сибирская галерея |
|||
Елена и Ярослав Козий: "В России всё воспринимается сердцем"В рамках рубрики Art News представляем Вашему вниманию интервью с художниками Еленой и Ярославом Козий, которое специально для информационного агентства "Ореанда-Новости" подготовила Алексеева Алисия. С художниками Еленой и Ярославом Козий, о которых сегодня пойдёт речь, я познакомилась относительно недавно. Но они сразу поразили меня многообразием работ и идей — художники занимаются живописью более 20 лет, десять из которых они копировали старых мастеров, изучая их технику и художественные подходы. В процессе копирования художники поняли, что нет единой объективной системы, управляющей художественным процессом изобразительного творчества. Каждый уважающий себя художник находит свой субъективный подход в живописи, а вся прелесть изобразительного искусства заключается в разнообразии творческих подходов. В живописи Елена и Ярослав предпочитают реалистическое направление, называя его "субъективным реализмом", что даёт возможность выражать себя в любых техниках и художественных приёмах. Пикассо говорил: "Лучше я буду копировать других художников, чем самого себя". Козий придерживаются такой же точки зрения, добавляя, что картины не должны быть похожи друг на друга. "Субъективный реализм"- это личное отношение к окружающему их миру, выраженное в цвете, композиции, технике... Настроение подсказывает, какой путь выбрать для той или иной работы, не пользуясь стандартными приёмами и творческими схемами, а интуитивно продвигаться в разнообразии внутренних ощущений. Ярослав и Елена пишут всё, что их интересует в творческом плане и считают, что профессиональный художник должен уметь рисовать всё, не ограничиваясь какими-то ни было предпочтениями. — Ярослав, Елена, вы пишете только маслом на холсте или могут быть другие варианты? — Самое большое удовольствие получаешь, когда пишешь картины маслом на холсте. Потому что это даёт максимальную возможность творческого выражения. Работа маслом, конечно, самый длинный технический процесс, особенно когда работаешь многослойными лессировками "а ля прима". Масло долго сохнет, в отличии от темперы и акрила, но это позволяет хорошо подбирать и смешивать краски. Ещё мы работаем в смешанной технике акварели и гуаши, когда разрабатываем эскизы. — Копированием каких картин известных мастеров Вы занимались? Были ли случаи, чтобы ваша картина была продана как оригинал? Шучу, конечно. Или, возможно, Вы добавляете особые штрихи в свои работы, тем самым, указывая на копию и на Ваш почерк? — Копированием мы занимаемся самым разнообразным — это и библейские сюжеты, которые сейчас не пишутся (М. Караваджо, Н. Пуссен, Г. Рени, К. Лоррен); это голландские натюрморты, тончайшего мастерства и сложности (А. Миньон, Ян ван Хейсум, П. Класс). Насыщенные множеством деталей пейзажи (К. Лоррен, Пьер Патель Старший), а также импрессионисты и постимпрессионисты (О. Ренуар, Ван Гог). Как правило, копию делаешь детально-идентичную, но бывают случаи, когда заказчики просят о незначительных изменениях: однажды в картине "Избиение младенцев" одну женщину пугало лицо старухи...и я переделал его, потому что это не противоречило идее картины. Иногда видя искажения в архитектуре или в формах посуды в натюрмортах, мы позволяем себе "подправить" мастеров. Часто обуревает соблазн "идеальнее" прописать детали- это как спортивный азарт. Картины, разумеется, мы всегда подписываем, как копии. — Наверняка в Вашей практике встречались интересные случаи с клиентами или заказчиками... — Когда Слава работал над портретом Ульяны Лопаткиной, её муж Владимир Корнев писал роман "Датский король", где молодой художник писал портрет известной балерины. Корнев говорил, что это связь вымысла с реальной жизнью, когда наши мысли воплощаются в материальном мире. А однажды Слава писал портрет двух дочерей и младшая девочка не получалась, он долго её подправлял...три раза портрет не принимался, потом Ярослав собрался и переписал лицо заново и когда показал заказчику, то взрослый мужчина расплакался, не ожидая, что будет такое сходство. Заказчик говорил, что сам от себя такого не ожидал, что так расчувствуется при виде портрета. — А однажды нас пригласили сделать роспись потолка уже в обжитой квартире. Людям не нравился большой кусок белого потолка 6х4 метров, нависавший посредине гостиной. Задача была как-то разнообразить и облегчить это место. Поначалу у клиентов была задумка сделать роспись потолка на тему греческой мифологии. Пришлось их переубедить и было решено, что всякие философские вариации только утяжеляют степень восприятия и в жилой квартире нежелательны. Мы остановились на вечной теме любви и веры, совместив библейский сюжет со светской темой. Потом решили, что писать в квартире потолок 2-3 месяца будет для клиентов крайне неудобно, потому что пришлось бы ставить посредине комнаты большие "леса". И мы нашли примеры, когда раньше в Италии заказывали росписи на холстах, потом их привозили в построенную церковь или интерьер, и приклеивали. Мы решили поступить таким же образом. Хоть это было и необычно, но к счастью, наши заказчики были людьми склонными к восприятию и компромиссу. Было приятно с ними работать и всё было хорошо, но произошла осечка: хозяйка сказала, что хотела, чтобы небо было холодных оттенков и показала на цвет грязно-зелёных обоев. Мы, честно говоря, не придали значения несоответствию и принялись за работу. И только потом, когда третий раз показывали переписанное и не понравившееся небо, поняли, что просто не так выразившись, нас нечаянно ввели в заблуждение и небо должно было быть не холодным, а грязновато синим с тёплым сероватым оттенком. Из-за этого роспись поменялась и работа затянулась. Но потом всё благополучно завершилось, когда всё встало на свои места. И мы через несколько лет встретились с заказчицей, она была довольной, потому что у неё наконец родился долгожданный сын и она всегда с ним нянчилась под этим расписным потолком. А мальчик с удовольствием рассматривал небо, облака, людей и ангелов. — Насколько мне известно, сейчас Вы посвятили себя росписи и написанию портретов? Это проекты для души или больше коммерческие? Конечно, когда работаешь для души, речи о деньгах не идёт. Когда не связан обязательствами, то пишется легко, но и коммерческие варианты тоже требуют вкладывания душевных сил, ведь людей не обманешь. В России всё воспринимается сердцем. Свободным творчеством, конечно, можно заниматься при условии дополнительного финансирования со стороны. Таким образом смогли реализоваться П. Сезан, Т. Лотрек, В. Гог. Но в большинстве случаев художники всегда использовали коммерческие заказы для реализации своих творческих идей. Когда в свободное время пишешь свои картины, то не думаешь о прибыли. Просто работаешь, будучи движим желанием сделать выставку и показать работы другим. Если их ещё и покупают, это совсем хорошо. Заказные работы мы тоже делаем с большим удовольствием, потому что, кроме финансов, это даёт возможность общения с новыми людьми и, если с заказчиками получается взаимопонимание, то очень приятно украсить их жизнь какой-нибудь картиной или портретом. Мы думаем, что одно другому не помеха, а даже, наоборот — "финансовое слагаемое" творчества только подстёгивает и увеличивает ответственность. Написание портретов — это особый вид творчества. Потому что при нынешнем техническом уровне сделать любой фотопортрет не составит большого труда. Так что сходство в портрете — важная, но не самая главная задача. Прежде всего, важен тот внутренний мир, который находится в каждом из нас. Сложно писать человека по фотографии, если ты его не видел. Не ощущая его характера и настроений, невозможно сделать настоящий портрет — получается просто пустая маска. Тем более, что портретируемые всегда требовательно относятся к изображению и всегда чувствуют фальшь. Очень приятно писать добрых и отзывчивых людей, потому что легко проникаешься их состоянием и спокойно переносишь чувства на холст. И наоборот, трудно с грубыми и категоричными. Однажды делал такой портрет и не в состоянии был написать холодное выражение лица одной девушки — а она упорно доказывала, что доброй и хорошей не бывает. В итоге я долго мучился, ничего не вышло и пришлось просто отдать то, что получилось. Вначале всегда делается три детальных эскиза в разных вариантах, потом, обсуждая с клиентом, выбираем предпочтительный образ и начинается работа, как правило, по фотографии. Потому что обычно нет времени позировать. Просто пообщавшись и сделав много фотографий в разных ракурсах, уже имеешь достаточное представление для работы. Но и в конце, показывая портрет, ещё учитываешь пожелания клиентов. Для нас всё-таки важно, насколько приятен портрет заказчику, ведь людям с ним жить. Росписи стараемся делать у себя в мастерской на больших холстах, а потом уже готовое полотнище приклеивается в интерьере. Во-первых, это позволяет максимально качественно сделать работу, а во-вторых, не приносит неудобств ни заказчикам (если интерьер готовый и там живут люди), ни нам (исполнителям), потому что появляется возможность спокойно заниматься творчеством, а не ходить куда-то, как на работу. Мы однажды участвовали в оформлении ресторана, потому что очень понравилась необычность идеи росписи в силе графического рисунка. И по окончании работы мы убедились, что такой подход даёт необычный эффект лёгкости и стильности оформления интерьера. — В социальных проектах участвуете? — У нас давно зреет мечта сделать, по возможности, благотворительную выставку-продажу и часть вырученных денег передать в детский дом или приют. — Какие планы на ближайшее время? И, быть может, пожелаете что-нибудь читателям? — Планируем зимой провести выставку в Екатеринбурге, а весной и летом — в Санкт-Петербурге, Москве и, возможно, в Амстердаме. Большая благодарность и уважение к читателям, интересующимся современным положением дел в искусстве вообще, и в живописи, в частности. Желаем всем читателям и издателям побольше интересных творческих находок, чтобы художники, умея совмещать коммерческие и творческие интересы, радовали всех своими незаурядными способностями, давая возможность находить в их творчестве ту благодать, которая согревает нашу жизнь. Алексеева Алисия,
|
|||