Сибирская галерея

 

 

Графика Насти Юстус

Живопись Игоря Крестьянникова

Графика Наташи Утешевой

Живопись Юрия Юдина

Живопись Яна Боме

Живопись Михаила Гардубея

Графика Дмитрия Бобонича

Алексей Зундэ

"Тюмень сквозь глубину веков"

Живопись Натальи Утешевой

 

 

"Два силуэта одной эпохи": Регер и Рахманинов в ММДМ

7 ноября 2010 года, в воскресенье в Органном зале Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки состоится камерный концерт "Два силуэта одной эпохи", в котором прозвучат сочинения Макса Регера (1873-1916) и Сергея Рахманинова (1873-1943).

Как, на первый взгляд, ни удивительно, музыкальное бытие немецкого и русского мастеров имеет немало пересечений, позволяющих им "подать друг другу руку" в одной концертной программе. Ровесники (а Регер менее чем на полмесяца старше Рахманинова), они провели молодые годы в атмосфере, знаменующей закат романтической эпохи, а позже решали одну и ту же задачу поиска нового, постромантического пути. Даже их литературные интересы обнаруживают многозначительную перекличку (вполне возможно, не единственную). Известно, с каким почтением относился Рахманинов к творчеству Льва Толстого. "Не забудьте прочесть "Воскресение" Толстого", — напоминал Регер одной из своих корреспонденток в 1900 году, вскоре после выхода романа на немецком языке.

Обоим музыкантам в равной мере были присущи три профессиональные ипостаси: композитор, дирижёр и пианист. Как дирижёр Макс Регер, в частности, несколько лет руководил знаменитой Майнингенской капеллой (его предшественниками на этом посту были Г. фон Бюлов и Р. Штраус). В качестве пианиста он принимал участие в многочисленных камерных концертах в Германии и других странах. Именно в одном из таких вечеров, в Мюнхене 27 октября 1906 года, совместно с певицей Гертруд Фишер-Марецки он исполнил романс "Сирень" Рахманинова.

В названных трёх ролях выступал Регер и во время своего единственного визита в Россию, в Санкт-Петербург, в декабре 1906 года. Тогда под его управлением прозвучала его собственная Симфониетта ор. 90 (это событие описывает в "Автобиографии" С. Прокофьев), а при его участии как пианиста прошли исполнения Вариаций и фуги на тему Бетховена ор. 86 и Интродукции, пассакалии и фуги ор. 96 для двух фортепиано, Сюиты в старинном стиле ор. 93 для скрипки и фортепиано и других сочинений, а также Пятого Бранденбургского концерта И.-С. Баха. Инициатором этой гастрольной поездки, "приглашающей стороной" и партнёром Регера по музицированию стал не кто иной, как двоюродный брат и один из учителей Рахманинова Александр Зилоти.

В начале ХХ столетия Регера и Рахманинова — композиторов, не питавших особой привязанности к программной музыке для оркестра, хотя и оставивших несколько её замечательных образцов, — объединил именно жанр симфонической поэмы. В 1908-1909 годах возник рахманиновский "Остров мёртвых" ор. 29, "живописной предпосылкой" для которого послужило знаменитое полотно Арнольда Бёклина, в 1913-м — регеровское произведение с тем же названием, входящее в цикл "Четыре симфонические поэмы по А. Бёклину" ор. 128. Вслушивание в музыку поэм открывает и более глубинную их общность.

В камерном вечере 7 ноября прозвучат Серенада ор. 141а для флейты, скрипки и альта, песни из цикла "Простые напевы" ор. 76 и Вальсы ор. 22 для фортепиано в четыре руки Макса Регера; романсы (в том числе упоминавшаяся "Сирень"), Шесть пьес ор. 11 для фортепиано в четыре руки и Andante из Сонаты ор. 19 для виолончели и фортепиано Сергея Рахманинова.

В концерте принимают участие артисты Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова: заслуженный артист Республики Крым скрипач Алексей Гуляницкий, флейтист Евгений Яковлев и альтист Василий Кухаренко, а также певица Екатерина Годованец, пианисты Анна Кривцова, Виктор Шпиницкий и Алексей Сычёв, виолончелист Георгий Гусев.

 
 

Hosted by uCoz