Сибирская галерея |
|||
"Два силуэта одной эпохи": Регер и Рахманинов в ММДМ7 ноября 2010 года, в воскресенье в Органном зале Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки состоится камерный концерт "Два силуэта одной эпохи", в котором прозвучат сочинения Макса Регера (1873-1916) и Сергея Рахманинова (1873-1943). Как, на первый взгляд, ни удивительно, музыкальное бытие немецкого и русского мастеров имеет немало пересечений, позволяющих им "подать друг другу руку" в одной концертной программе. Ровесники (а Регер менее чем на полмесяца старше Рахманинова), они провели молодые годы в атмосфере, знаменующей закат романтической эпохи, а позже решали одну и ту же задачу поиска нового, постромантического пути. Даже их литературные интересы обнаруживают многозначительную перекличку (вполне возможно, не единственную). Известно, с каким почтением относился Рахманинов к творчеству Льва Толстого. "Не забудьте прочесть "Воскресение" Толстого", — напоминал Регер одной из своих корреспонденток в 1900 году, вскоре после выхода романа на немецком языке. Обоим музыкантам в равной мере были присущи три профессиональные ипостаси: композитор, дирижёр и пианист. Как дирижёр Макс Регер, в частности, несколько лет руководил знаменитой Майнингенской капеллой (его предшественниками на этом посту были Г. фон Бюлов и Р. Штраус). В качестве пианиста он принимал участие в многочисленных камерных концертах в Германии и других странах. Именно в одном из таких вечеров, в Мюнхене 27 октября 1906 года, совместно с певицей Гертруд Фишер-Марецки он исполнил романс "Сирень" Рахманинова. В названных трёх ролях выступал Регер и во время своего единственного визита в Россию, в Санкт-Петербург, в декабре 1906 года. Тогда под его управлением прозвучала его собственная Симфониетта ор. 90 (это событие описывает в "Автобиографии" С. Прокофьев), а при его участии как пианиста прошли исполнения Вариаций и фуги на тему Бетховена ор. 86 и Интродукции, пассакалии и фуги ор. 96 для двух фортепиано, Сюиты в старинном стиле ор. 93 для скрипки и фортепиано и других сочинений, а также Пятого Бранденбургского концерта И.-С. Баха. Инициатором этой гастрольной поездки, "приглашающей стороной" и партнёром Регера по музицированию стал не кто иной, как двоюродный брат и один из учителей Рахманинова Александр Зилоти. В начале ХХ столетия Регера и Рахманинова — композиторов, не питавших особой привязанности к программной музыке для оркестра, хотя и оставивших несколько её замечательных образцов, — объединил именно жанр симфонической поэмы. В 1908-1909 годах возник рахманиновский "Остров мёртвых" ор. 29, "живописной предпосылкой" для которого послужило знаменитое полотно Арнольда Бёклина, в 1913-м — регеровское произведение с тем же названием, входящее в цикл "Четыре симфонические поэмы по А. Бёклину" ор. 128. Вслушивание в музыку поэм открывает и более глубинную их общность. В камерном вечере 7 ноября прозвучат Серенада ор. 141а для флейты, скрипки и альта, песни из цикла "Простые напевы" ор. 76 и Вальсы ор. 22 для фортепиано в четыре руки Макса Регера; романсы (в том числе упоминавшаяся "Сирень"), Шесть пьес ор. 11 для фортепиано в четыре руки и Andante из Сонаты ор. 19 для виолончели и фортепиано Сергея Рахманинова. В концерте принимают участие артисты Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова: заслуженный артист Республики Крым скрипач Алексей Гуляницкий, флейтист Евгений Яковлев и альтист Василий Кухаренко, а также певица Екатерина Годованец, пианисты Анна Кривцова, Виктор Шпиницкий и Алексей Сычёв, виолончелист Георгий Гусев. |
|||