Сибирская галерея

 

 

Графика Насти Юстус

Живопись Игоря Крестьянникова

Графика Наташи Утешевой

Живопись Юрия Юдина

Живопись Яна Боме

Живопись Михаила Гардубея

Графика Дмитрия Бобонича

Алексей Зундэ

"Тюмень сквозь глубину веков"

Живопись Натальи Утешевой

 

 

Василий Синайский откроет абонемент Большого театра в зале Чайковского

Филармонический абонемент Большого театра в Концертном зале им. П.И. Чайковского откроет в этом сезоне новый музыкальный руководитель Большого Василий Синайский.

Объявленное ранее выступление Владимира Юровского не состоится по болезни маэстро, в связи с чем произошли некоторые изменения в программе концерта. Вместо сочинения Николая Обухова (Пролог к "Книге жизни") будут исполнены фрагменты музыки к драме А. Доде "Арлезианка".

— Жорж БИЗЕ — "Арлезианка", Фрагменты музыки к драме А. Доде
— Морис РАВЕЛЬ — Концерт №2 для фортепиано с оркестром, ре мажор (1931 г.) для левой руки (одночастный). Солист — Александр Таро (Франция, фортепиано)
— Игорь СТРАВИНСКИЙ (1882-1971) — "Пульчинелла" — балет с пением (1920 г.)
Солисты — Александра Кадурина (меццо-сопрано)
Павел Колгатин (тенор)
Николай Казанский (бас-баритон)
Дирижёр — Василий Синайский

Музыка к драме Альфонса Доде "Арлезианка" — предпоследнее творение Жоржа Бизе. Премьера драмы состоялась в 1872 г. в театре Водевиль и успеха не имела. Впрочем, композитору ещё предстояло пережить гораздо более шумный провал, возможно, сокративший ему жизнь, провал премьеры "Кармен".

Не лучшее из произведений известного французского писателя, "Арлезианка" пополнила ряд пьес, в которых гениальная музыка не смогла спасти слабой драматургии, но надолго пережила свой прообраз и начала жить самостоятелной жизнью как концертное произведение (вспомним "Розамунду" Ф. Шуберта или "Князя Холмского" М. Глинки). Первую сюиту из четырёх фрагментов музыки к "Арлезианке" составил сам Бизе, вторую — уже после смерти композитора — его друг и ученик Эрнест Гиро.

История провинциального юноши, из-за несчастной любви покончившего жизнь самоубийством во время всеобщего праздника, послужила Бизе к созданию лаконичных, но ярких музыкальных полотен — танцевальных и праздничных сцен, основанных на народных провансальских мотивах, и портретов отдельных персонажей — суровых, гротескных и наивно-трогательных.

Второй фортепианный концерт — последнее крупное сочинение Равеля. Он был предназначен для выдающегося пианиста Пауля Витгештейна, который потерял на Первой мировой войне правую руку, но довёл до совершенства владение левой и продолжал концертировать ("леворучные" концерты для него написали также Сергей Прокофьев и Рихард Штраус).

Написанный одновременно с Первым, гораздо более популярным, фортепианным концертом, Второй отличается от него по форме и образно-эмоциональному строю. Компактная одночастная композиция несёт в себе черты симфонического цикла. Партия солиста полнозвучна и виртуозна, она как будто заставляет нас забыть об его ограниченных возможностях — но уже трудно узнать автора "Болеро" в сухом и резком, "графичном" звучании фортепиано и оркестра. Можно предположить, что эта музыка несёт в себе глубокий отпечаток личности исполнителя — победившего в себе трагедию войны, но ставшего живым олицетворением её страшных последствий. Трагические интонации явственно слышатся сквозь энергичную маршевую поступь основной темы, они ощутимы в джазовых ритмах среднего эпизода и даже в лирической кантилене побочной темы. С этой точки зрения, Второй концерт Равеля может быть поставлен в один ряд с "Книгой жизни" Обухова. В разных формах в них отразилось то, что суждено было пережить их современникам, отзвуки предшествующих (и предвестники будущих, ещё более страшных) катастроф XX столетия.

Совсем другим идеалам отвечает музыка балета "Пульчинелла" Игоря Стравинского. Ещё в предвоенное десятилетие, благодаря "Русским сезонам" Дягилева, его имя стало известным в Париже; а в 20-е годы Стравинский и вовсе становится законодателем мод в культурной столице мира.

Идея создания "Пульчинеллы", поданная Стравинскому Дягилевым, носилась в воздухе — это было время новых открытий "хорошо забытого старого". Европейская культура повторно открывала для себя Вивальди, Скарлатти, Пёрселла, Перголези и других композиторов эпохи барокко и Ренессанса. Адаптированная для современного оркестрового звучания, эта музыка пользовалась равным успехом и в концертном зале, и на театральных подмостках. Дягилев предложил написать балет, сюжетом которого послужили бы похождения героя итальянской комедии масок (дель арте) Пульчинеллы, а музыкальной основой — фрагменты произведений, найденных им в итальянских архивах (их авторство музыковеды приписали Перголези). Композитор сразу вдохновился замыслом, хотя понимал, что задача перед ним не из лёгких: "вдохнуть новую жизнь в разрозненные фрагменты и свести воедино отдельные отрывки, принадлежащие композитору, к которому я всегда чувствовал большую склонность и совсем особую нежность".

Так творческий арсенал Стравинского обогатился новым методом, которому он позже последует в балете "Поцелуй феи" (вариации на тему музыки Чайковского) и в "Monumentum pro Gesualdo".

Музыка, отдалённая на два столетия, но невольно вошедшая в контекст "современности", получила новое рождение в творчестве одного из крупнейших новаторов своего времени. Премьера балета поставленного хореографом Леонидом Мясиным (сценографом выступил Пабло Пикассо) состоялась в 1920 г. Плод совместного труда этих великих людей увенчался бурным успехом у парижан. Подобно другим балетам Стравинского, "Пульчинелла" быстро обрёл популярность и в качестве "концертного" произведения — в виде оркестровой сюиты и нескольких вариантов камерной. Звучит эта музыка и в нашей стране, однако, полное исполнение балета, включая вокальные номера, — большая редкость для московской публики.

Сочинение Стравинского в этот вечер исполнят участники молодёжной программы Большого театра — лауреаты международных конкурсов Александра Кадурина и Павел Колгатин, а также ведущий солист Большого театра Николай Казанский.

Партию фортепиано в концерте Равеля исполнит французский пианист Александр Таро. Получивший широкую известность на европейском и американском континентах, он впервые выступит в России. Интерпретации Таро подчас спорны и вызывают дискуссии, однако его репутация как исполнителя французской музыки безупречна: в частности, диск с записью полного собрания фортепианных сочинений Равеля получил высшие оценки семи авторитетных музыкальных изданий (среди них Гран-При Академии Шарля Кро, диск года "Diapason d Or" и награда месяца "BBC Music Magazine").

 
 

Hosted by uCoz