Сибирская галерея |
|||
Василий Синайский откроет абонемент Большого театра в зале ЧайковскогоФилармонический абонемент Большого театра в Концертном зале им. П.И. Чайковского откроет в этом сезоне новый музыкальный руководитель Большого Василий Синайский. Объявленное ранее выступление Владимира Юровского не состоится по болезни маэстро, в связи с чем произошли некоторые изменения в программе концерта. Вместо сочинения Николая Обухова (Пролог к "Книге жизни") будут исполнены фрагменты музыки к драме А. Доде "Арлезианка". — Жорж БИЗЕ — "Арлезианка", Фрагменты музыки к драме А. Доде
Музыка к драме Альфонса Доде "Арлезианка" — предпоследнее творение Жоржа Бизе. Премьера драмы состоялась в 1872 г. в театре Водевиль и успеха не имела. Впрочем, композитору ещё предстояло пережить гораздо более шумный провал, возможно, сокративший ему жизнь, провал премьеры "Кармен". Не лучшее из произведений известного французского писателя, "Арлезианка" пополнила ряд пьес, в которых гениальная музыка не смогла спасти слабой драматургии, но надолго пережила свой прообраз и начала жить самостоятелной жизнью как концертное произведение (вспомним "Розамунду" Ф. Шуберта или "Князя Холмского" М. Глинки). Первую сюиту из четырёх фрагментов музыки к "Арлезианке" составил сам Бизе, вторую — уже после смерти композитора — его друг и ученик Эрнест Гиро. История провинциального юноши, из-за несчастной любви покончившего жизнь самоубийством во время всеобщего праздника, послужила Бизе к созданию лаконичных, но ярких музыкальных полотен — танцевальных и праздничных сцен, основанных на народных провансальских мотивах, и портретов отдельных персонажей — суровых, гротескных и наивно-трогательных. Второй фортепианный концерт — последнее крупное сочинение Равеля. Он был предназначен для выдающегося пианиста Пауля Витгештейна, который потерял на Первой мировой войне правую руку, но довёл до совершенства владение левой и продолжал концертировать ("леворучные" концерты для него написали также Сергей Прокофьев и Рихард Штраус). Написанный одновременно с Первым, гораздо более популярным, фортепианным концертом, Второй отличается от него по форме и образно-эмоциональному строю. Компактная одночастная композиция несёт в себе черты симфонического цикла. Партия солиста полнозвучна и виртуозна, она как будто заставляет нас забыть об его ограниченных возможностях — но уже трудно узнать автора "Болеро" в сухом и резком, "графичном" звучании фортепиано и оркестра. Можно предположить, что эта музыка несёт в себе глубокий отпечаток личности исполнителя — победившего в себе трагедию войны, но ставшего живым олицетворением её страшных последствий. Трагические интонации явственно слышатся сквозь энергичную маршевую поступь основной темы, они ощутимы в джазовых ритмах среднего эпизода и даже в лирической кантилене побочной темы. С этой точки зрения, Второй концерт Равеля может быть поставлен в один ряд с "Книгой жизни" Обухова. В разных формах в них отразилось то, что суждено было пережить их современникам, отзвуки предшествующих (и предвестники будущих, ещё более страшных) катастроф XX столетия. Совсем другим идеалам отвечает музыка балета "Пульчинелла" Игоря Стравинского. Ещё в предвоенное десятилетие, благодаря "Русским сезонам" Дягилева, его имя стало известным в Париже; а в 20-е годы Стравинский и вовсе становится законодателем мод в культурной столице мира. Идея создания "Пульчинеллы", поданная Стравинскому Дягилевым, носилась в воздухе — это было время новых открытий "хорошо забытого старого". Европейская культура повторно открывала для себя Вивальди, Скарлатти, Пёрселла, Перголези и других композиторов эпохи барокко и Ренессанса. Адаптированная для современного оркестрового звучания, эта музыка пользовалась равным успехом и в концертном зале, и на театральных подмостках. Дягилев предложил написать балет, сюжетом которого послужили бы похождения героя итальянской комедии масок (дель арте) Пульчинеллы, а музыкальной основой — фрагменты произведений, найденных им в итальянских архивах (их авторство музыковеды приписали Перголези). Композитор сразу вдохновился замыслом, хотя понимал, что задача перед ним не из лёгких: "вдохнуть новую жизнь в разрозненные фрагменты и свести воедино отдельные отрывки, принадлежащие композитору, к которому я всегда чувствовал большую склонность и совсем особую нежность". Так творческий арсенал Стравинского обогатился новым методом, которому он позже последует в балете "Поцелуй феи" (вариации на тему музыки Чайковского) и в "Monumentum pro Gesualdo". Музыка, отдалённая на два столетия, но невольно вошедшая в контекст "современности", получила новое рождение в творчестве одного из крупнейших новаторов своего времени. Премьера балета поставленного хореографом Леонидом Мясиным (сценографом выступил Пабло Пикассо) состоялась в 1920 г. Плод совместного труда этих великих людей увенчался бурным успехом у парижан. Подобно другим балетам Стравинского, "Пульчинелла" быстро обрёл популярность и в качестве "концертного" произведения — в виде оркестровой сюиты и нескольких вариантов камерной. Звучит эта музыка и в нашей стране, однако, полное исполнение балета, включая вокальные номера, — большая редкость для московской публики. Сочинение Стравинского в этот вечер исполнят участники молодёжной программы Большого театра — лауреаты международных конкурсов Александра Кадурина и Павел Колгатин, а также ведущий солист Большого театра Николай Казанский. Партию фортепиано в концерте Равеля исполнит французский пианист Александр Таро. Получивший широкую известность на европейском и американском континентах, он впервые выступит в России. Интерпретации Таро подчас спорны и вызывают дискуссии, однако его репутация как исполнителя французской музыки безупречна: в частности, диск с записью полного собрания фортепианных сочинений Равеля получил высшие оценки семи авторитетных музыкальных изданий (среди них Гран-При Академии Шарля Кро, диск года "Diapason d Or" и награда месяца "BBC Music Magazine"). |
|||